Комичные оправдания водителей, нюх на нарушителей и советы повелителей дорог Один день из жизни стационарного поста ДПС, – спецпроект «Нового Региона» (ФОТО)
Сложно представить автомобилиста, не встречавшего на дороге сотрудников ГИБДД. Однако не многие знают, как устроена их работа изнутри, с какими сложностями они сталкиваются и почему полосатые палочки приходится менять каждые полгода. Корреспондент «Нового Региона» провел день на посту ДПС и нашел ответы на все эти вопросы.
Рабочий день инспекторов дорожно-патрульной службы начинается ранним утром с инструктажа. Ориентировки по угонам, другие оперативные данные, выдача табельного оружия, утренние приветствия коллег, обмен новостями и всё – выезд к месту несения службы. Определенных сотрудников направляют на круглосуточные стационарные посты, которых на Среднем Урале осталось всего четыре. Один из таких носит название «Дубрава-31», и притаился около поселка Дружинино, на трассе Екатеринбург – Пермь.
«Погодный экстрим», курьезы и «план» по штрафам
Пока идет передача ночной смены дневной, а из рации звучат ориентировки, один из инспекторов рассказывает о службе. Лейтенант полиции Вадим Туктакиев работает в ДПС уже 8 лет, сейчас он – инспектор полка ДПС управления ГИБДД ГУ МВД РФ по Свердловской области. График 2/2, рабочий день длится по 12 часов, служба на улице проходит и в 30-градусную жару, и в 30-градусный мороз. Для многих гаишников это привычное дело.
«За столько лет службы привыкаешь практически ко всему. Однако на нашем стационарном посту не каждый сможет долго работать», – говорит с улыбкой собеседник, показывая на улицу. И не поспоришь – стационарный пост ДПС под Дружинино постоянно находится в «заложниках» непогоды. Пункт дежурства инспекторов стоит в полях и обдувается всеми ветрами.
Вот и сегодня инспекторам в одной руке приходиться держать жезл, а другой – придерживать фуражку. Зимой здесь лютые морозы, а летом невыносимая жара. Строение вдобавок трясется от проезжающих грузовиков. В общем, условия почти экстремальные. Но молоко за вредность гаишникам не выдают.
Среди присутствующих – уставший от ночной смены лейтенант Радик Галимшин, не уезжающий домой по причине действующей команды «тревога», объявленной под утро. Продолжаем общаться с ним. «У нас бывает всякое. Как-то беременную женщину «спасали», у мужа которой сломалась машина. Вызвали «скорую», и поехали навстречу медикам с роженицей на служебном транспорте. Так на трассе пациентку и передавали, – рассказывает собеседник. – Еще случается встречать идущих людей по обочине. Начинаем выяснять кто, откуда и куда. Оказывается, приехали из другого региона на заработки, работодатель «кинул», поэтому идут пешком из-за отсутствия денег. Пытаемся разными способами им помочь – останавливаем попутки или уговариваем водителей автобусов подвезти».
Работа на интуитивном уровне
Из рации продолжают слышаться голоса: дежурный озвучивает обстановку, патрульные машины запрашивают интересующую информацию. Заступившие на смену свежие инспектора остановили уже больше десятка автомобилей на проверку – а времени еще только начало одиннадцатого. «За смену мы выписываем порядка 30-40 штрафов на весь пост. Раньше было больше. Может быть, штрафов сегодня было бы еще меньше, но нужно держать «планку» прошлого года. Такие дела», – говорит Галимшин (к слову, на тему «палочной системы» инспекторы говорят неохотно, отмечают лишь, что теперь это называется «профилактика правонарушений» – прим. «НР»)
«По какому принципу вы вообще останавливаете транспорт? Едет, к примеру, человек спокойно, с включенными фарами, пристегнутый. Почему выбор падает на него?», – спрашиваю инспекторов.
«На интуитивном уровне, видимо. Едет человек медленно – это подозрительно. Или пытается как-то спрятаться за других участников движения – тоже, вероятно, что-то неладное», – говорит один из сотрудников ГИБДД в звании капитана Илья Хайранов. «Все на подсознании, – вторит ему Вадим Туктакиев. – Просто чувствуешь. Это приходит с годами. Вроде со стороны все нормально, но останавливаешь, а там пассажиры, к примеру, не пристегнуты. Нарушение».
Комичные оправдания водителей и несовершенство законодательства
По рации поступает новая информация – срочная ориентировка на автомобиль из-за произошедшего в Екатеринбурге грабежа. ««Дубрава-31», принял!», – отвечают гаишники.
«Наша основная задача – проверка водителей, в том числе, по базам данных, и выявление нарушений ПДД. Бывает, останавливаем уставших дальнобойщиков, просим их не ехать дальше, а при необходимости – ультимативно временно отстраняем от управления ТС. Они и сами за это благодарят. Понимают, что в усталом состоянии вероятность ДТП возрастает, – говорят инспекторы. – На скорость здесь мы не ловим – бесполезно, все знают о действующем посте. В основном проверяем автомобили на исправность, пристегнуты ли водители, трезвы ли и так далее».
Начав разговор о тонированных автомобилях, сотрудники ГИБДД вспоминают несколько историй про автомобилистов, особенно комично оправдывавшихся за нарушение. «Был как-то остановлен мной невероятно худощавый водитель в «наглухо» затонированной машине. Говорю ему – зачем такая тонировка? А он мне: ну смотрите, обгоняю я одного, подрезаю второго, третьего. Все думают, что в моей машине сидит крупный мужчина, и боятся отвечать. А там я…», – вспоминает лейтенант Евгений Камзолов.
«А у меня был другой случай. Лишили как-то одного водителя прав за пьяную езду, вдобавок выписав ему штраф на 30 тысяч рублей. А через некоторое время снова его останавливаем за рулем в нетрезвом состоянии. Выяснилось, что он поехал в Екатеринбург, взял кредит для оплаты штрафа, тут же на радостях выпил и сел за руль… За рецидив – 50 тысяч штрафа и лишение прав на более долгий срок», – добавляет Радик Галимшин.
В основном же, рассказывают инспекторы, уральские водители в качестве оправданий используют стандартные фразы. Среди них: «командир, вам показалось, фары на самом деле были включены!», «не было этого!» (на претензию о не пристегнутом ремне), либо «здесь не стояло вчера такого знака» или «этот знак установлен неправильно!».
Тем временем остановлен еще один водитель, молодого человека приглашают в помещение для составления протокола. Следует диалог:
– Почему штрафы не оплачиваешь?
– Те, что приходят по месту жительства, оплачиваю…
– Вот же у тебя, девять штрафов!
– Че-то многовато как-то…
– Ну, как ездишь. Оплачены из них только три…
– Дак выцветают протоколы, не видно ничего там… (начинает что-то непонятное бубнить себе под нос нарушитель)
– Ты их специально на солнце выкладываешь что ли?
Молчание. Вскоре протокол оформлен, в нем автомобилист оставляет автограф и отправляется далее по маршруту.
«Вот для вашего репортажа небольшая иллюстрация о несовершенстве законодательства, – тут же говорит лейтенант Евгений Камзолов. – Наказывать за неоплаченные штрафы водителя можно только по месту его прописки. Вот был сейчас молодой человек, он из Удмуртии. И ничего кроме воспитательной беседы сделать в отношении него нельзя».
Вскоре темой разговора становится еще одно «несовершенство» действующих законов. Как известно, водителей сегодня штрафуют только в том случае, если они превышают допустимую скорость на 20 километров в час. То есть по трассам с разрешенной в большинстве случаев скоростью в 90 км/ч можно передвигаться 100 и 115 км/ч. Как бы этого ни возмущало сотрудников ДПС.
Где питаться на трассах и как вести себя с инспекторами?
Постепенно приближается полдень, а значит, время обеда. Прием пищи у инспекторов проходит по-разному. Кто-то берет с собой еду из дома (благо на посту есть специальное помещение для отдыха и приема пищи – с микроволновкой, столом и холодильником), другие выбирают кафе, исходя из близости к посту. К фастфуду относятся пренебрежительно – говорят, если бы постоянно им питались, давно бы заработали себе язву или другую болячку.
Кстати, на заметку всем автомобилистам. Многие ориентируются на кафе, где едят дальнобойщики. «Но лучше всего питаться там, где едят гаишники. Вот это точно проверенный вариант», – советуют инспекторы.
После обеда участники смены вновь надевают фуражки, берут жезлы, и выходят на улицу останавливать автомобили. Из рации снова звучит ориентировка: в Екатеринбурге введен план «Перехват». На посту «Дубрава-31» берут это на заметку. На случай поимки разыскиваемого водителя здесь имеются специальные железные конструкции с шипами, которые в случае необходимости выставляют на дорогу. Но, по признанию инспекторов, в этом году ими еще не приходилось пользоваться, да и в прошлом году такая ситуация навскидку была лишь один раз.
Поэтому основным орудием труда у инспекторов остается жезл. Полосатые палочки, к слову подмечают инспекторы, теряют свой презентабельный вид уже через полгода использования, а потому их приходится менять. За этим очень строго следят. Причем, есть палочки как деревянные, так и пластмассовые, которые светятся в темноте.
Продолжаем тему советов от сотрудников ГИБДД. Задаю вопрос: как водителям лучше вести себя с инспектором, например, выходить из машины или оставаться в салоне? «Нет никакой разницы. Может быть, есть инспекторы с амбициями, которым нужно, чтобы человек вышел из транспортного средства. Но по закону автомобилист этого делать не обязан. Зимой, когда холодно, мы сами говорим водителям – оставайтесь лучше в салоне, нечего выходить на улицу. В общем, главное – это вежливость», – говорит Евгений Камзолов.
«К видам аварий привыкнуть нельзя»
Смена тем временем перевалила за экватор, и мы подводим некоторые итоги сегодняшнего дня. День выдался более-менее спокойным. Только на 15.30 инспекторы остановили более сотни машин и выписали 17 протоколов об административных нарушениях. «Сегодня были встречены разные водители. Все к нам относятся по-разному, но мы к этому уже привыкли. Для нас они в любом случае все равны, – говорят сотрудники ДПС. – При этом бывает, что у водителя всего за пару лет – 50 штрафов. А бывает, у дальнобойщика 40 лет стажа и у него всего один штраф».
Так или иначе, культура вождения у жителей Свердловской области оставляет желать лучшего. Как говорят инспекторы, людей не останавливают даже крупные штрафы. В результате в регионе по-прежнему происходит очень много ДТП. Развивая эту тему, инспекторы признают, что за долгие годы службы можно привыкнуть ко всему, но не к видам аварий.
«К трагедиям привыкнуть невозможно. Романтики в нашей работе мало», – отмечают сотрудники ГИБДД. Но никто их них не жалеет о выбранной профессии. «Не жалею, что стою столько лет на дороге, а не сижу в кабинете. Мне нравится общаться с людьми, и здесь я этого получаю более чем», – заявляет Вадим Туктакиев и вновь взмахивает жезлом, заметив подозрительный автомобиль.
Под вечер сотрудникам ГИБДД предстоит передать смену «ночным» коллегам, оформить все необходимые материалы по результатам дневном работы, и можно ехать домой, где ждут семьи.
А завтра вновь рабочий день.
Екатеринбург, Игнат Бакин
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».