AMP18+

Екатеринбург

/

Как разоблачали на Урале сбитого американского летчика-шпиона (ФОТО, ВИДЕО) Воспоминания сотрудников КГБ, – спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VIII

image

«Новый Регион» продолжает спецпроект «Архивные дела». Очередной выпуск посвящен шпионской истории 1960 года, когда в уральском небе был сбит американский летчик Гэри Пауэрс. «Новый Регион» приводит воспоминания о событиях тех дней сотрудников КГБ, принимавших непосредственное участие в разоблачении шпиона и его транспортировке в Москву для предварительного и судебного следствия.

image

История о сбитом над Свердловском пилоте Гэри Пауэрсе известна многим. Интерес к этому эпизоду Холодной войны периодически «подогревают» СМИ. К примеру, недавно The Hollywood Reporter сообщил о намерениях Стивена Спилберга снять фильм о Джеймсе Доноване – адвокате, добивавшемся освобождения Пауэрса. В качестве актера на главную роль рассматривают Тома Хэнкса.

Между тем, свидетелей прерванного полета американского летчика осталось в живых не так уж много, да и некоторые материалы того дела по-прежнему остаются засекреченными, а потому слухов и домыслов вокруг шпионских событий с каждым годом прибавляется. В нашем материале мы будем опираться на воспоминания тех людей, кто принимал непосредственное участие в разоблачении Пауэрса и его транспортировке в Москву. В качестве отдельного штриха приведем сведения из открытых источников.

image

Итак, из воспоминаний полковника в отставке Николая Фролова, в 60-е работавшего начальником Следственного отдела областного Управления КГБ: «1 мая 1960-го. В разгаре многотысячная демонстрация трудящихся Свердловска. Чистое, безоблачное небо. Праздничное настроение народа. Даже раздавшийся в небе глухой звук взрыва не насторожил демонстрантов.

Лишь позднее стало известно, что в 32 километрах от города, в районе села Косулино, был сбит самолет-нарушитель без опознавательных знаков, из которого выбросился парашютист – американский разведчик. При этом нам о приближающемся самолете-нарушителе стало известно от коллег из КГБ Узбекской ССР. Это позволило вовремя узнать о воздушном судне и затем поразить его ракетой».

image

Из открытых источников. «1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полет над СССР. Задачей разведчика была фотосъемка военных и промышленных объектов Советского Союза. Полет начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана и СССР с юга на север на высоте 20 тысяч метров по маршруту Аральское море – Свердловск – Киров – Архангельск – Мурманск, и завершался на военной авиабазе в Норвегии.

Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересек границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада Таджикской ССР. В 8:53 под Свердловском самолет был сбит. Первая же выпущенная «вдогонку» U-2 ракета класса «земля-воздух» ЗРК С-75 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады расчетом под командованием Михаила Воронова (вторая и третья не сошли с направляющих) взорвалась рядом с U-2 и осколками повредила хвостовую часть и двигатель воздушного судна.

Для надежного поражения было выпущено еще несколько зенитных ракет, в результате этого был случайно сбит один из советских истребителей МиГ-19, поднятых на перехват нарушителя, но летевших ниже и не имевших возможности подняться на высоту полета U-2. Пилот самолета Сергей Сафронов погиб и был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Кроме того, на перехват нарушителя направили одиночный высотный перехватчик Су-9. Этот самолет перегонялся с завода в часть и не нес вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника, однако он не справился с задачей.

Самолет Пауэрса стал падать. Пилот дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины, не используя катапульту, затем на высоте около 5 километров привел в действие парашют. По приземлении был задержан местными жителями».

image

«Как только стало известно о сбитом самолете, установили телефонную связь с директором Косулинского совхоза и ближайшими сельсоветами, куда передали просьбу о помощи в организации задержания парашютиста и его охраны до прибытия сотрудников органов госбезопасности. Срочно на машинах выехали в Косулино. Парашютист был захвачен в момент приземления на открытом поле возле деревни Поварня жителями. Они же его обезоружили, отняв пистолет бесшумного действия с запасом патронов к нему и финский нож. После этого передали прибывшим сотрудникам Особого отдела», – вспоминает Фролов.

image

«Я с группой выехал на место падения самолета, по пути заехал в аэропорт Кольцово, где к нам присоединился работник аэропорта, знающий английский язык.

Захваченный Пауэрс на машине с охраной был доставлен нами в здание Особого отдела КГБ УралВО, где у него были изъяты все вещи», – говорится в воспоминаниях полковника в отставке Ивана Жаглина, в 60-е годы числившегося сотрудником Особого отдела КГБ УралВО.

У парашютиста чекисты обнаружили следующие вещи: советские деньги в сумме 7500 рублей, 48 золотых монет, двое наручных часов, 6 золотых колец, компас, 4 карты СССР, продукты питания, флягу с водой, бинокль, средства для разведения костров, белье, рыболовные принадлежности и медикаменты. Среди документов у иностранца нашлись удостоверение личности на имя Пауэрса, выданное министерством обороны США, свидетельство ВВС США, фотографии летчика и его жены.

image

Во время разборки остатков самолета была найдена фотокамера с объективом для аэрофотосъемок и другое примечательное оборудование. Технические возможности камеры позволяли с высоты 10 км обнаружить головку гвоздя, с высоты 15 км определить название газеты, а с высоты 20 км сфотографировать след человека на снегу.

image

«На первом же допросе летчик назвался Гэри Пауэрсом, подданным США. Первоначально он заявил, что летел из Пакистана в Турцию, занимаясь исследованием пространств, и сбился с пути. Пролетая над территорией Свердловской области, услышал глухой взрыв и, обернувшись, увидел позади пламя. Поняв, что атакован, моментально выбрался через окно самолета. Парашют раскрылся автоматически, – говорит Фролов. – На вопрос, почему не катапультировался, Пауэрс отвечал, что перед полетом один из его друзей-летчиков предупредил, что аппарат катапульты заминирован и при нажатии на соответствующую кнопку взорвется, и он погибнет.

После того как ему было объявлено, что он говорит неправду и что в его положении лучше всего дать правдивые объяснения, он признал себя американским военным летчиком, направленным в СССР со специальным разведывательным заданием».

image

Из открытых источников. «Первоначально США пытались отрицать существование, задание и цели самолета, потом стали утверждать, что U-2 производил исследование погоды в районе советско-турецкой границы и сбился с курса. Но после предъявления советским правительством остатков сбитого самолета и захваченного летчика Гари Пауэрса вынуждены были признать существование программы полетов самолетов-шпионов над СССР. Позже выяснилось, что для разведки объектов на территории СССР с помощью самолетов-шпионов U-2 был создан «Отряд 10-10». Приоритетной задачей был сбор сведений о расположенных на территории СССР радиолокационных станциях и позициях ПВО.

В ходе своего полета Пауэрс сделал снимки объектов в Магнитогорске и Челябинске. Следующим пунктом маршрута был Свердловск, а точнее расположенный близ него завод «Маяк», тогда носивший название Челябинск-65 и выпускающий оружейный плутоний».

image

«Пауэрса подвергли вторично личному обыску, во время которого в кармане брюк комбинезона обнаружили необычную по форме булавку-шприц, назначение которой было установлено только в Москве. Изначально ей не придали особого значения, – вспоминает Фролов. – В тот же день шпиона с документами и предметами снаряжения доставили в столицу. Тщательно собранные части самолета позднее были также отправлены в Москву. Руководство КГБ СССР положительно оценило работу по расследованию, проделанную уральскими чекистами. Вместе с тем было указано на отдельные допущенные недостатки. В частности, было обращено внимание на то, что перед отправкой в Москву Пауэрс не был переодет в другую одежду».

image

По словам чекиста Жаглина, для транспортировки шпиона в аэропорту Кольцово был задержан вылет гражданского рейса Новосибирск – Москва. «После сдачи Пауэрса майору КГБ во дворе Лубянки, мы прибыли на доклад к бывшему тогда заместителем Председателя КГБ генералу Ивашутину П.И. В его кабинете находились главный военный прокурор, его заместитель и представители министерств иностранных дел, обороны, внутренних дел, – вспоминает Жаглин. – Перед присутствующими на столе были разложены для осмотра изъятые у Пауэрса вещи. В это время переводчик Коваленко стал интересоваться, где находится булавка, так как задержанный заявил, что она начинена сильнодействующим ядом. Срочно вызвали работника оперативно-технического управления КГБ для проведения исследования. Он подтвердил наличие яда в булавке.

image

Пока ждали прибытия специалиста, кто-то из присутствующих задал вопрос Пауэрсу: «Куда ты летел, видишь, как Москва ликует в первомайский праздник?» Пауэрс никак не отреагировал на это. К слову, в пути следования в самолете и в беседе в кабинете Ивашутина общение с летчиком было тактичным. Полагаю, именно такое отношение и послужило основание к тому, что он сразу стал интересоваться местом нахождения булавки-шприца».

Вскоре миссия свердловских чекистов, оформивших документально необходимые документы в Москве, была завершена и утром 2 мая они вернулись в Свердловск. «После этого у нас в управлении состоялось совещание. На нем нам было поручено на самолете Начальника Погранвойск генерала Зырянова отправиться по маршруту полета Пауэрса по Уралу и получить данные о причинах безнаказанного со стороны сил ПВО допуска самолета-шпиона до Свердловска. Как оказалось, технические средства ПВО не могли обнаружить и уничтожить самолет-нарушитель: Пауэрс летел на высоте 19-20 километров, а армия ПВО имела на вооружении радиолокационные станции с высотой действия 12 км. Летчики авиадивизии ПВО, дислоцированной в Троицке Челябинской области, не имели костюмов, которые позволили бы им подняться для уничтожения самолета на такой высоте. Собранные данные о технических недостатках вооружения армии ПВО были оформлены специальной справкой для информации Минобороны», – заключает в своих воспоминаниях Жаглин.

image

Вместо эпилога:

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к 10 годам лишения свободы. Летчик избежал более сурового наказания, так как плотно сотрудничал со следствием и подробно отвечал на задаваемые ему в ходе судебных заседаний вопросы. Сотрудников Минобороны и КГБ, сбивших шпиона, а также работавших над его делом, наградили ведомственными и государственными наградами.

image

В 1962-м в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель), разоблаченного в США. После обмена на Абеля и возвращения в США Пауэрсу вменили нарушение служебных инструкций, но после сняли все обвинения. Он продолжил работу в военной авиации, являлся летчиком-испытателем. Написал в соавторстве книгу «Операция Перелет: воспоминания об инциденте с U-2». Затем стал радиокомментатором, позже – пилотом вертолета в агентстве радиотелевизионных новостей. 1 августа 1977 года Пауэрс погиб при катастрофе пилотируемого им вертолета, возвращаясь со съемок.

В 2000 году, в сороковую годовщину миссии Пауэрса, его семье были вручены посмертно присужденные пилоту награды – Медаль Военнопленного, Крест за выдающиеся летные заслуги и Медаль национальной обороны. А в 2012-ом Пауэрс был посмертно награжден Серебряной Звездой – третьей по значимости военной наградой США.

image

«Новый Регион» благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу Управления ФСБ по Свердловской области и лично директора музея УФСБ по Свердловской области Веру Загайнову.

Фото музея УФСБ по Свердловской области

1960. Разоблаченное время

Ссылки по теме:

Неизвестный уральский автограф Максима Горького (ДОКУМЕНТ)/Спецпроект «Архивные дела» ко дню рождения писателя, ЧАСТЬ VII >>>

«Дела сегодняшних дней напоминают мне 37-й год», – интервью с подполковником ФСБ в отставке Владимиром Киеней (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VI >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ V: дело Светы «Солнышко» (ФОТО)/Расследование убийства и изнасилования девочки, повергшие в шок уральцев >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ IV: «рисованная» статистика, «гламурные» следователи и освистанный Сорбонной Бастрыкин >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ III: самый молодой маньяк в истории СССР, пойманный на Уралмаше (ФОТО) >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ II: милиционеру, представленному к ордену посмертно, вручили награду лично (ФОТО) >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ I: зверское убийство еврейской семьи (ФОТО)/

«Милицейский Гагарин», загадочные сокровища иудеев и лжечекисты >>>

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Видео, Челябинск, Урал, Видеорепортаж, Общество, Россия, Архивные дела,