Аграрный сезон-2014 начался непросто – с задержки посевной, недофинансирования и скандалов – вопросы приходится решать под поручительство депутатов Интервью «Нового Региона»
Екатеринбург, Март 16 (Новый Регион, Игнат Бакин) – На Среднем Урале остается непростой ситуация с предприятиями АПК, ранее находившимися в госсобственности. Часть из них вынужденно приходится выводить под внешнее управление, чтобы рассчитаться с долгами перед поставщиками и выплатить зарплату сотрудникам. О причинах такой тенденции, задержке посевной кампании и путях выхода из аграрных «тупиков» в интервью «Новому Региону» рассказал депутат заксобрания Свердловской области, председатель Комитета по аграрной политике Законодательного собрания Илья Гаффнер.
НР: Весна – горячее время для аграрного сектора. Чем сезон 2014 года оказался примечателен? Какая проблематика обсуждается на заседаниях профильного комитета заксо?
И.Г.: Самая острая текущая проблема – серьезная задержка темпов весенней посевной кампании. В текущем году мы должны закончить ее до 25 мая, однако на данный момент выполнено только 5% от намеченного плана. Идем с задержкой примерно в десять дней. В связи с этим наш Комитет ведет постоянный мониторинг обстановки, поскольку речь идет о продовольственной безопасности – у нас есть определенные параметры развития сельского хозяйства, которые мы должны соблюдать.
А проблемы злободневные, как правило, вытекают из более серьезных и системных. Так, например, мы по-прежнему не получили федеральных средств на развитие сельского хозяйства Свердловской области в рамках проектов, находящихся на софинансировании. Речь идет примерно о 200 млн. рублей. Будем надеяться, что в ближайшее время деньги поступят...
НР: То, что аграрный сектор нуждается в развитии и мощной модернизации, говорится уже несколько лет. Но зачастую в СМИ попадает информация не об успехах в отрасли, а о банкротствах или скандалах, связанных с агропредприятиями. С чем это связано?
И.Г.: Как правило, это касается ГУПов. И проблема этих предприятий в том, что у нас в сельском хозяйстве никогда не было хозяина, за исключением колхозов. Хозяином было государство. И о том, как лучше зарабатывать деньги, никто не задумывался – это начало происходить только после того, как предприятия стали переходить в частные руки.
НР: В частности, недавно в СМИ стала тиражироваться информация о непростой обстановке на предприятиях Пышминского городского округа… Что вызвало публикации?
И.Г.: Эти публикации мне известны и могу сразу сказать – информация подается в искаженном свете. Речь, насколько я понимаю, идет об ООО «Шиловское» и его филиале – ООО «ОПХ Пышминское», производящих молоко и другую продукцию. СМИ говорят о каких-то махинациях на предприятиях и, тем самым, только накаляют ситуацию.
На это могу сказать следующее – я держу на контроле ситуацию на указанных предприятиях, более того, об обстановке информированы министр агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов и председатель правительства. Они в курсе всех дел, поэтому принимаются определенные тактичные меры для того, чтобы выправить дела.
НР: Поскольку вы держите на контроле, расскажите конкретнее, что происходит на этом предприятии?
И.Г.: В настоящее время «Шиловское» имеет задолженность примерно в 200 миллионов рублей. В том числе, это заработная плата перед рабочими (порядка 6 млн. рублей) и выплаты кредиторам, а также поставщикам молока и ГСМ. При этом в Пышминском городском округе это не единственное проблемное хозяйство: В настоящее время там 3 предприятия, находящихся в состоянии банкротства – ГУП «Сосновский», «ОПХ Пышминский» и «Трифоновский». Теперь предприятия переходят в частные руки.
Что касается Шиловского хозяйства – в настоящее время я как депутат являюсь поручителем за данный объект в Россельхозбанке. Поручился за него потому, что руководит предприятием мой отец. Я этого никогда не скрывал и не скрываю. И, вопреки всяким слухам, оказываю хозяйству исключительно консультации – как депутат и председатель Комитета по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды.
В частности, была разработана инвестиционная программа по модернизации «Шиловского», согласованная с банком и министерством АПК. Она была рассчитана примерно на 400 миллионов рублей, но реализована только на 200 миллионов. Причин тому несколько. Во-первых, банк не идет на полное финансирование. Во-вторых, были другие объективные обстоятельства, среди которых – засуха и, как следствие, неурожай. Сказалось также недофинансирование из областного и федерального бюджетов. В итоге планировали одни цифры, а получились несколько другие. Как результат – неплатежеспособность предприятия.
НР: Какие действия начали предпринимать после этого?
И.Г.: Хозяйству был дан совет: выходить на процедуру финансового оздоровления сельхозпредприятий в рамках федерального закона. Но реализовать это не получилось ввиду задолженности по налогам предыдущего руководства. Поэтому пришли в банк, все честно рассказали и приняли решение о подписании мирового соглашения, после чего подали документы в суд для начала процедуры арбитражного наблюдения.
Я могу с уверенностью заявлять – никакого банкротства Шиловского хозяйства, о чем говорят некоторые СМИ, не будет. Просто необходимо выдержать паузу и финансово оздоровиться, после чего дальше работать и развиваться. Поясню: процедура банкротства имеет три стадии. Первая – это наблюдение со стороны арбитражного управляющего, затем – управление по решению совета кредиторов, либо конкурсное управление. Вот именно конкурсное – это настоящее банкротство и продажа. На ООО «Шиловское» вводится внешнее наблюдение, которое позволяет предприятию освободиться от бремени долгов (ввиду отсутствия каких-либо отчислений при чистом заработке) и встать с колен. А потом подписать с кредиторами новое мировое соглашение и по нему работать. Это нормальная практика.
НР: То есть начинающееся наблюдение позволит выплатить долги по зарплате сотрудникам и причитающиеся средства поставщикам?
И.Г.: Именно так. Предприятие продолжает работать в штатном режиме, но уже с чистой прибылью без как-либо отчислений. То есть под внешним наблюдением оно аккумулирует все свои функции и, временно не выплачивая кредиты, погашает все задолженности. Выплата долгов по зарплате – это сейчас одна из приоритетных задач.
По предварительным данным, на оздоровление предприятия, оказавшегося в такой ситуации из-за неплатежеспособности, нужно около пяти лет. Однако некоторые вопросы решаются уже сейчас. С теми же поставщиками молока, которые приобретали молоко в личных подсобных хозяйствах граждан и продавали ООО «Шиловское». Таких в настоящее время три – Осипов, Кузнецов и Васьков. Я как депутат встречался с ними, мы пришли к пониманию, и совместными усилиями выработали пути выхода из сложившихся обстоятельств. Поставщики и предприятия заключили тройственный договор. Перед ними уже погашается задолженность по договоренности с Пышминским молокозаводом, которому выгодно такое сотрудничество и который выкупил долги перед поставщиками молока у Шиловского хозяйства. Как вы видите, процесс идет, проблемы постепенно решаются – коровы доятся, молоко производится. Никаких панических настроений не должно быть.
НР: В таком случае, почему в ряде СМИ звучат негативные оценки происходящего?
И.Г.: Как правило – ищи, кому-то выгодно. В свете этих событий добавлю, что против определенных редакций, распространяющих недостоверную и, более того, порочащую меня информацию на фоне ситуации с Шиловским хозяйством, в ближайшее время будут поданы иски в суд о защите чести и достоинства.
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».