Для строительства транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный», возможно, будут создавать государственную строительную компанию
Завтра, 16 декабря в Новом Уренгое (Ямало-Ненецкий автономный округ) пройдет выездное совещание всех семи полномочных представителей президента в федеральных округах под председательством первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева. Одной из главных тем заседаний заявлено обсуждение проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» («УП – УП»). По информации источников в уральском полпредстве, будет затронут и вопрос о главном исполнителе проекта – компании «Ямалтрансстрой».
Напомним, в рамках проекта «УП – УП» планируется соединить транспортной сетью северные регионы УрФО с их полезными ископаемыми и южные регионы, в которых находятся металлургические предприятия, заинтересованные в этом сырье. Это позволит дополнить сырьевую базу предприятий Южного, Среднего Урала и расширить возможности поставок на Север необходимых материалов и оборудования для освоения новых углеводородных месторождений. Источники в администрации президента РФ утверждают, что Владимир Путин не исключает использования для реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» государственных денег. Это будут средства стабилизационного фонда России. Государство даст ровно столько же средств, сколько дадут частные инвесторы, и тоже – на возвратной основе. Среди инвесторов данного проекта называются такие предприятия как «Магнитогорский металлургический комбинат», «Уральская горно-металлургическая компания», «Челябинский металлургический комбинат», «Русская медная компания», «Газпром», Сбербанк РФ, «Внешторгбанк» и «Европейский банк реконструкции и развития».
Однако на сегодняшний день пока никто из перечисленных компаний еще не заявил о своем 100-процентном участии в реализации «УП-УП». Так, пресс-секретарь ММК Елена Азовцева заявила «Новому Региону», что вопросы и предложения, поднимаемые полпредством, актуальны и значимы. «Сейчас главный вопрос для предприятия заключается в том, насколько подтвердятся предварительные оценки интересующих нас запасов. ММК интересует железная руда, цветные металлы. До этого времени, как заявлял председатель Совета директоров Виктор Рашников, все предложенные проекты находятся «на теоретической стадии». Чтобы перейти к понятию «реальный инвестор», ММК должен сначала все просчитать, подготовить основания, а затем принимать решения. Сейчас как раз идет стадия уточнения запасов недр. До этого никаких ответов мы дать не можем», – говорит госпожа Азовцева.
Другой потенциальный инвестор – РМК, утверждает, что сам по себе проект хороший, но компания знакома с ним недостаточно. «В принципе это достаточно интересный проект для развития регионов УрФО. Он должен решить целый ряд проблем, в том числе и транспортных. Это хорошо. Будет ли РМК участвовать в этом проекте, пока не ясно. У нас нет на севере предприятий или какой-либо другой инфраструктуры, поэтому мы даже плотно не знакомились с самим проектом. Единственная причина, по которой РМК может в него включиться, это поддержка развития экономики Свердловской области. Каких-то конкретных интересов на севере у нас нет», – заявил директор по связям с общественностью РМК Александр Ханин.
Государственные компании – «Газпром» и Сбербанк – затруднились дать какие-либо комментарии по поводу «УП-УП». По мнению экспертов, такое поведение может говорить о том, что при всей необходимости и важности реализации проекта, поддержанного президентом Путиным, инвесторы опасаются доверить его реализаторам свои деньги. Существует риск, что выделенные средства будут потрачены нецелевым образом. На эту вероятность указывают, в частности, результаты исследования специальной независимой группы. Она была создана по поручению бывшего главы администрации президента Дмитрия Медведева в июле 2005 года.
Один из основных и знаковых выводов, сделанный спецкомиссией, говорит о том, что если проект, реализация которого оценивается в более чем 1,5 млрд. долларов, поручить частному предприятию – в данном случае речь идет о строительном монополисте региона «Ямалтрансстрой» – гарантий по его качественной реализации дать будет невозможно.
Эта компания – бывшее объединение Минтрансстроя СССР – является монополистом в сфере строительства дорог и инфраструктуры в районе полуострова Ямал. Компания, контролируемая московским бизнесменом Игорем Наком, была приватизирована в начале 90-х годов прошлого века. При весьма странных обстоятельствах государство исчезло из числа собственников этой строительной компании в течение последних десяти лет. И это несмотря на то, что, строя в полярной тундре стратегически важную государственную дорогу, «Ямалтрансстрой» продолжал осваивать огромные государственные средства (заказчиком строительства выступал «Газпром»).
Неэффективность работы «Ямалтрасстроя», который еще с советских времен имеет славу малоконтролируемой структуры, способной на списание огромных расходов «на ежегодное бесследное поглощение объектов и элементов инфраструктуры болотами тундры» (выдержка из аналитической записки, подготовленной для администрации президента РФ спецкомиссией – прим. «Н.Р.»), может быть проиллюстрирована следующим примером. Уже более 20-ти лет «Ямалтрансстрой» ведет строительство коридора от станции «Полуночная» Свердловской железной дороги до станции «Обская». Необходимо отметить, что этот коридор – главная часть проекта «УП-УП». В свое время стройку активно финансировал Минтрансстрой, а после развала СССР – ОАО «Газпром». Только в последние 10-12 лет сюда ежегодно направлялось более полумиллиарда рублей. При всем этом последний год стройка стоит. Таким образом, получается, что «Ямалтрансстрой» строил до 7-10 км трассы в год, тратя на эти цели огромные деньги, но видимого результата так и не получая. Стоит отметить, что уже построенные 268 км требуют ремонта, передвижение по железной дороге паровозов и мини-составов осуществляется в целях безопасности на скорости не более 10 км в час.
Проведя тщательный анализ работы «Ямалтрансстроя», исследовательская группа дала администрации президента следующую рекомендацию – необходимо провести тщательную проверку деятельности «Ямалтрансстроя» и обстоятельств его приватизации. Не исключено, что следствием этой рекомендации станет национализация «Ямалтрансстроя» и обеспечение прямых госгарантий потенциальным российским и иностранным инвесторам проекта «Урал промышленный – Урал полярный».
По мнению все тех же ревизоров, если реализация «УП-УП» будет и дальше проводиться под контролем структур и руководителей, уже зарекомендовавшим себя как неэффективные распорядители средств, это может поставить под угрозу весь проект. Для того, чтобы инвесторы не боялись вкладывать деньги в «УП-УП», необходимо заручиться для него гарантиями государства. Если заказ выполняется предприятием-монополистом и его невозможно контролировать с помощью конкурентов, есть только один выход из ситуации – национализация исполнителя заказа «Ямалтрансстроя» и создание на его базе государственной строительной компании, считают эксперты. Не исключено, что именно этот вопрос будет обсуждаться завтра на совещании полпредов в Новом Уренгое.
Ссылки по теме:
Полпредство в УрФО: строители – главная проблема проекта «Урал промышленный – Урал полярный» >>>
Самый амбициозный проект УрФО оказался на грани провала >>>
Владимир Путин идет по пути Иосифа Сталина >>>
Екатеринбург, Александр Шелл
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».