Банкротство и музейные заработки на свадьбах в США – интервью с директором екатеринбургского музея ИЗО (ВИДЕО) Никита Корытин вернулся с управленческой стажировки
Директор одного из самых помпезных екатеринбургских музеев – Музея изобразительного искусства Никита Корытин вернулся со стажировки Management in museums, проводимой Государственным департаментом США. Сразу по возвращении мы встретились с Никитой Корытиным и узнали, что американские музеи испытывают большие проблемы с государственным финансированием, выяснили, какие сектора выставочного искусства приносят наибольшие деньги и какие попадают в аутсайдеры.
НР: У нас практически сто процентов музеев являются государственными, муниципальными либо ведомственными. В США – это государственный или корпоративный сектор?
Н.К.: В США больше разнообразие форм. Больше возможных симбиозов. Мы были в музее, коллекция которого была сформирована крупным миллионером. Он решил ее передать техническому университету. Тот в ответ предоставил здание, где коллекцию можно содержать. Пример симбиоза. Многие университеты имеют свои художественные музеи. Но это не просто портреты сотрудников – это нормально работающий музей определенной тематики. В России такого очень мало.
НР: А система финансирования от государства грантовая в основном?
Н.К.: Государство в основном дает гранты. Это не то, что субсидия на год как у нас – ты ее распределяешь, потом согласовываешь с учредителем. Там ты предоставляешь заявку на конкретный проект, после чего решается давать под него средства или нет. Это больше напоминает наши отношения с частными фондами. Когда мы просим деньги у Потанина или Прохорова – в США так же менеджеры музеев запрашивают средства у государства. Но это не основной доход. Там другая культура, основанная на филантропических традициях.
НР: Неприбыльные музеи банкротятся?
Н.К.: Случается, что находятся в серьезных долгах. Правда, в любом случае пойти на дно не даст город или округ. Но бремя существования и развития в любом случае лежит на директоре, как и ответственность.
НР: Какие сектора музейного дела в США наиболее востребованы финансово и кто в аутсайдерах? По аналогии с литературой – поэзия сейчас не слишком продается.
Н.К.: Сложный вопрос. Больше всего зарабатывают музеи, связанные с инженерно-познавательно тематикой, – «галилео». Там есть огромные учреждения, связанные с познанием мира в популярной форме. Весомый доход имеют музеи естественнонаучного профиля – например о динозаврах. Также музеи, связанные с авиацией, с космосом, с освоением каких-либо сфер. Музеи, связанные с историей искусства, посещаются хорошо.
НР: Хорошо, а аутсайдеры?
Н.К.: Есть университетские музеи узкого профиля – ориентированные на внутреннюю публику. Профессуру и студентов. Там могут быть и фотографии, и скульптуры, и живопись, которая не рассчитана на широкую аудиторию. Все это обслуживает лишь внутреннюю корпоративную культуру.
Как американские музеи зарабатывают на свадьбах, откуда берутся спонсоры, как участие государства доводится до нуля и сказывается ли украинский кризис на сотрудничестве в сфере культуры? Ответы – в интервью на видеоканале «Нового Региона».
Екатеринбург, Максим Бородин
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».