Госдума подготовила ко второму чтению законопроект о защите пользователей от нежелательных СМС. Согласно поправкам, рассылку спама обязаны будут прекращать операторы сотовой связи, причем бесплатно. Пока же от этой напасти страдают ¾ россиян, а надежного способа прекратить потоки смс-мусора нет. Со спамерами пытается бороться ФАС, но их методы напоминают потуги белки в колесе.
Согласно ФЗ «О рекламе», распространение рекламы посредством телефонной связи возможно только с согласия абонента, причем доказывать это согласие должен не сам абонент, а рекламораспространитель. Кстати, автоматическая рассылка и вовсе под запретом. За нарушение 18 статьи этого закона юрлицо может быть оштрафовано на сумму от 100 до 500 тысяч рублей. Тем не менее, от мобильного спама страдает около 76 % россиян, из которых 65 % регулярно получают СМС-рассылки. По данным J'son & Partners Consulting, за прошлый год рынок СМС-рассылок вырос на 70 % и достиг 101 миллиона рублей. Фактически способов борьбы с таким спамом на сегодняшний день два: попросить надоедливую компанию удалить телефон из базы и пожать жалобу в ФАС.
Способ первый: вежливый и бесполезный
Первый способ – обратиться к компании, от имени которой вам навязывают услуги. Способ больше похож на заискивающую просьбу, нарушители закона обычно не торопятся исключать вас из базы по первому вашему законному требованию. «Мы вписываем ваш номер телефона при заключении договора. Вот в следующий раз, когда заключать будете, попросите не ставить галочку в поле об СМС-информировании», – так посоветовали решить проблему в «Россгосстрахе». Путем переговоров от сотрудника компании удалось добиться только одного ее предложения – «позвоните на единый номер 8-800…может, там что-то скажут».
В магазине Capitol записали номер, который следует исключить из базы для рассылок, но тут же оговорились: «Вы перезвоните еще раз, если ничего не получится». «Л'Этуаль», который достал своей рекламой добрую часть женского населения, даже сделал специальную форму на сайте. Сеть магазинов парфюмерии просит ввести все персональный данные, включая фамилию, город проживания, емэйл и номер телефона, срок рассмотрения – три дня. «Совсем оборзели. Еще бы паспортные данные попросили и кличку кота», – комментируют недовольные.
Способ второй: подключаем ФАС и застываем в ожидании
Второй способ – заставить ФАС разбираться с непорядочным рекламораспространителем. Антимонопольная служба предлагает отправить жалобу с помощью формы на сайте или через мобильное приложение. Отметим, что приложение работает весьма удобно: один раз заполняется форма согласия на запрос персональных данных, затем можно выбрать спам и в один клик отправить жалобу. При появлении эсэмэски от неопознанного отправителя программа сама интересуется – отправить жалобу или нет?
Но после отправки жалобы начинается длительный период ожидания. Для начала в течение 30 дней ФАС жалобу рассматривает, после чего заявителю приходит уведомление о проведении проверки, возбуждении дела либо отказе в возбуждении дела. Или, как это часто бывает с госконторами, – о продлении сроков рассмотрения. Само дело рассматривается еще месяц, при этом «в исключительных случаях рассмотрение дела может быть продлено на срок до двух месяцев». Как следует из комментариев сотрудников ФАС России и УФАС по Свердловской области, антимонопольщики просто завалены жалобами на спам. Замруководителя свердловского УФАС Марина Анисимова после звонка корреспондента «Нового Региона» просто зашлась в истерике. «Зачем вам это? Нет, вы мне скажите, зачем?? Жалуются много. И вообще, не буду я комментировать ничего, занята», – весьма невежливо ответила специалист на вопрос о статистике жалоб по региону.
«СМС-спам представляет из себя серьезную проблему, УФАС завалены жалобами. По срокам разбирательств получается по-разному, около месяца уходит на возбуждение дела, три – на само разбирательство, затем предписание, потом устраняется нарушение. Но вы не будете получать спам от этой компании – другие будут», – признали в пресс-службе ФАС России невозможность радикально решить проблему. «Много случаев, когда мы сами неаккуратно относимся к личным данным, даем свои контакты», – считают в ФАС.
Один из таких случаев – невнимательность при оплате услуг мобильной связи через терминалы. Например, терминалы QIWI при оплате услуг автоматически предлагают дать согласие на обработку персональных данных и их использование для рекламы. «Исподтишка и подленько так, не зная, галочку и не разглядишь. Мошенники, одним словом», – жалуются горожане. Антимонопольщики не смогли прокомментировать законность такого способа получения согласия на рекламные сообщения, но посоветовали: «Там, где такое навязывается, лучше не пользоваться услугами вообще».
Таким образом, оградить себя от СМС-спама реальным на сегодняшний день не представляется. Обсуждаемый законопроект о защите граждан от нежелательных сообщений предполагает прекращение пропуска трафика, содержащего рассылку с нарушением требований закона. Кроме того, вводится положение о необходимости доказывания наличия согласия абонента на конкретную рассылку и для оператора связи, если рассылка инициирована самим оператором. «Предлагаемые нормы позволят значительно уменьшить количество несанкционированных абонентами рассылок по сетям сотовой связи», – цитирует ИТАР-ТАСС автора инициативы, вице-спикера Госдумы Сергея Железняка.
Екатеринбург, Светлана Загороднева
Екатеринбург. Другие новости 06.06.14
«Прачечная? …! Это минкультуры!» В каком российском городе вы чаще всего сталкивались с хамством?. Опрос «Нового Региона». / В Екатеринбурге из-за ремонта семь трамваев изменят маршрут, один отменят. / К Земле приближается Антихрист. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».