Уральские рестораторы нашли способы обойти антитабачный закон (ВИДЕО)
Московские рестораторы пожаловались на падение выручки в заведениях общепита на 15-20%после вступления в силу второй части «антитабачного» закона. На Урале владельцы кафе, закусочных и ресторанов пока не ропщут – вместо жалоб они придумывают способы обойти несправедливый по отношению к клиентам-курильщикам закон. И находят. Подробнее – в материале «Нового Региона».
Запрет на курение в барах, кафе и ресторанах с 1 июня 2014 года крайне негативно отразился на выручке заведений общепита. Продажи, по данным Федерации рестораторов и отельеров России, упали на 15-20%. Правда, касается это только Москвы. «На сегодняшний день у разных предприятий общественного питания в Москве спад в товарообороте 15-20%. Это данные по кафе, ресторанам, барам. Клубы мы не считали. Коллеги в Европе говорят, что в течение первого года, когда начинает действовать запрет, падение очень серьезное. В пабах, например, оно составляло 30%. Потом клиенты возвращаются, привыкнув и приспособившись к запрету. Но к этому времени часть заведений разоряется», – сообщил «Известиям» президент федерации Игорь Бухаров.
Между тем, в отличие от московских коллег, уральские рестораторы на сложности, связанные с вступлением в силу второй части «антитабачного» закона, пока не жалуются. Вместо этого они придумывают различные ухищрения, чтобы не потерять клиентов-курильщиков, трактуя откровенно сырой, как отмечает корреспондент «Нового Региона», закон по-своему.
Например, большинство екатеринбургских точек общепита позволяют посетителям дымить на летних верандах, поскольку те фактически не являются сооружениями капстроительства и де юре вроде бы не попадают под запрет. Впрочем, находятся и оригиналы, которые от греха подальше не разрешают клиентам курить даже на верандах, предлагая альтернативу. Например, в одном из кафе в центре города, которое занимает целое трехэтажное здание, для курильщиков открыли крышу – поставили там стеклянные ограждения, чтоб никто не выпал, зонтики, спасающие от зноя и дождя, столы и стулья. Заказать еду и напитки можно непосредственно туда, словом, рай для любителя подымить в условиях жестких запретов. При этом логика владельцев заведения в трактовке закона весьма проста: клиент находится не в здании, а на нем, так что по сути все формальности соблюдены.
А вот различного рода ухищрения, к которым прибегают екатеринбургские рестораторы, чтобы позволить курить клиентам в закрытых помещениях, по большей части нелегальны. Так, с вступлением в силу «антитабачного» закона некоторые кафе стали после 21-22 часов проводить т.н. «закрытые вечеринки». Входной билет на них может получить, вообще-то, любой желающий, с условием, что ему не мешает табачный дым. Владельцы баров, кафе и ресторанов полагают, что в случае чего, этот аргумент убедит проверяющих в законности курения, но юристы говорят, что это не так. «Курить в заведениях общепита нельзя – это закон. И заведение общепита, пусть даже закрытое на спецобслуживание, закрытое для общего доступа в случае проведения частной вечеринки, все равно остается заведением общепита. Там можно заказывать еду и напитки, значит, курить нельзя, – пояснил «Новому Региону» юрист Андрей Нечаев. – С летними верандами сложнее, вопрос, скорее, технический, чем юридический. По идее, летняя веранда – не совсем здание или помещение, т.к. зачастую на верандах нет стен или даже крыши, но это вопрос правоприменительной практики. Время покажет, как его будут трактовать, но я слышал, что Госдума собирается вносить поправки именно по летним верандам, чтобы запретить курение и там».
Что до многочисленных чайных и кофеен, где, в основном, курят кальяны и употребляют безалкогольные напитки, то и они не закрылись с 1 июня, а продолжают работу в привычном ритме. Вариантов выхода из ситуации они нашли аж целых три. Одни предлагают вместо кальянных табаков курить т.н. кальянные камни – они обработаны специальным раствором и тоже дают дым, правда, в отличие от обычных смесей курение камней недолгое – максимум их хватает на полчаса. Еще одна альтернатива – курить бестабачные смеси, например, изготавливают их на основе обыкновенной свеклы, пропитывая знакомыми ароматизаторами – яблоко, дыня, шоколад, мята, и так далее. «Новый Регион» побывал в чайной, расположенной в центре Екатеринбурга, где, абсолютно не таясь, предлагают курить. «Кальяны у нас есть, но только с безникотиновыми табачными смесями», – предупредила официантка. Кстати, чайная, как таковая, не является заведением общепита, по крайней мере, из еды там только шоколад и печенье, а на входе посетителя встречает надпись «Место для курения кальяна. Курение вредит вашему здоровью», у клиентов, которые пришли не только попить чай, но и покурить, спрашивают паспорта – кальян только для тех, кому уже есть 18 лет. Словом, не подкопаешься.
Добавим любопытный факт из правоприменительной практики одной из латиноамериканских стран, где также запретили курить в заведениях общепита всем, кроме актеров, которые в настоящий момент исполняют роль. Гостям некоторых заведений стали просто предлагали поучаствовать в импровизированной театральной постановке: всем, кто желал курить, выдавали какой-нибудь реквизит, и разрешали «исполнять роль человека, который пришел в бар и курит», таким образом, любители подымить становились уже не просто клиентами заведения, а актерами, что снимало с них запрет.
Пока уральцы, отмечает корреспондент «Нового Региона», благодаря летним верандам особо не почувствовавшие давления антитабачного закона, не идут на такие нетривиальные выдумки, как вышеупомянутые латиноамериканцы. Однако с наступлением холодов, когда «летники» станут закрываться, вероятно, рестораторам придется заново придумывать, как выкручиваться из положения.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева, Александр Саливанчук, Антон Отман
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».