С запретом на фото- или видеосъемку хотя бы раз сталкивался не только каждый корреспондент, но и, наверное, каждый второй, имеющий камеру – будь то профессиональный фотоаппарат или встроенная в мобильный «цифра». Впрочем, на поверку оказывается, что в таких «запретных» местах, как метро, железнодорожные вокзалы и торговые центры, чаще всего на самом деле снимать можно. Как урезонить не в меру ретивых ЧОПовцев и полицейских – в материале «Нового Региона».
В разгаре сезон отпусков. Разумеется, Екатеринбург – не то место, куда проводить свои законные 28 дней отдыха массово приезжают жители России, тем не менее, туристы здесь все же появляются. И большинство, разумеется, желают сделать несколько кадров на память. Понятно, что культовые места – Плотинку, памятник отцам-основателям, цирк и телебашню фотографировать можно, но некоторые примечательные объекты снять просто так, скорее всего, не получится.
Например, трудности подстерегают туриста-фотолюбителя на железнодорожном вокзале «Екатеринбург-Пассажирский». Правда, снимать на телефон, скорее всего, никто не запретит, а вот съемка даже на полупрофессиональную «зеркалку» явно насторожит сотрудников ЧОПа и полиции. Фотографировать не дадут, сославшись на то, что вокзал – стратегический объект. Разумеется, законодательно запрет на фото- и видеосъемку «Екатеринбурга-Пассажирского», равно как и любого другого вокзала, не регламентирован. С поправкой – если речь идет о съемке для личного использования. Запреты исходят, в основном, от незнания правил и законов теми, кто должен их охранять. Это подтверждено прокуратурой. «Запрет со стороны полиции или ведомственной охраны на осуществление гражданами съемок для личного пользования в местах обслуживания пассажиров объектов ОАО «РЖД» является неправомерным», – таковы выводы надзорного ведомства. Так что даже если вы – обладатель профессиональной камеры, снимать можно, если вы делаете это для личного архива. Кстати, эксперимент «Нового Региона» показал, что съемки на камеру, встроенную в телефон, или на маленькую, но набирающую популярность, GoPro, не нервируют стражей вокзального порядка, реагируют они только на «большую» технику.
То же, кстати, касается и метро. Сотрудники метрополитена крайне настороженно относятся к появлению людей с камерами в вестибюлях станций и на платформах и, как правило, тут же начинают требовать разрешение на съемку, хотя оно вовсе не нужно – если фото или видео для личного архива. Все отсылки к тому, что метро – стратегический объект, потенциальное бомбоубежище, и так далее не имеют смысла: к гостайне вряд ли можно отнести объект, который ежедневно видят тысячи пассажиров. Кстати, незаконность запретов съемки на метрополитене также подтверждена прокуратурой – в том числе, Свердловской области. Правда, как показал эксперимент «Нового Региона», полицейских результат проверки надзорных органов не очень-то убеждает, с другой стороны, съемка на небольшую по размерам технику особенно не раздражает правоохранителей. Например, на станциях «Ботаническая», «Геологическая» и «Площадь 1905 года» съемочная группа нашего агентства беспрепятственно записывала видео на «большую» камеру – полиция обратила на журналиста и оператора внимание только тогда, когда они нарочито стали мелькать перед правоохранителями.
Куда сложнее объясняться с охранниками торговых центров и заведений общепита. Дело в том, что съемку в магазинах и кафе разрешает «Закон о защите прав потребителей» – если вы не снимете нарушение, то, например, не сможете доказать его факт. Но это частный случай. В целом, снимать в магазинах можно – и способ выкладки товара, и ценники, несмотря на возможные уверения работников торговли, что это является коммерческой тайной. Ни первое, ни второе к ней не принадлежит – коммерческой тайной являются лишь те данные, которые доступны ограниченному кругу лиц и которые имеют ценность в силу своей секретности. Этикетка же товара доступна любому, кто заходит в магазин, а потому не может быть коммерческой тайной. То же касается, например, меню заведений общепита или их интерьеров. Подтверждает это постановление все той же прокуратуры Екатеринбурга.
Добавим, что незаконны требования прекратить съемку, когда вы фотографируете страницы книг в библиотеке (зачастую посетителям предлагают сделать копии за дополнительную плату, а это – навязывание услуги). Равно как незаконно взимать деньги с тех, кто хочет поснимать музейные экспонаты – использовать изображения в коммерческих целях нельзя, но для семейного фотоальбома можно снимать бесплатно согласно ФЗ «О музейном фонде РФ».
И, наконец, съемка людей на улицах – сделать фотографию, например, понравившейся вам девушки, которая находится в общественном месте, закон не запрещает, а вот использовать полученный портрет в публичном пространстве без согласия объекта съемки нельзя. Исключение составляют сотрудники правоохранительных органов, и даже не потому что «Нургалиев разрешил», а согласно указу президента РФ от 31 декабря 1993 года и приказу МВД от 2 марта 2009 года, которые запрещают сотрудникам правоохраны препятствовать их съемке.
Редакция «Нового Региона», несмотря на явное законодательное преимущество людей с камерами в большинстве из вышеописанных случаев, настоятельно рекомендует не забывать и о здравом смысле в спорах на тему правоприменительной практики с охранниками, сотрудниками полиции и т.д.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева, Александр Саливанчук, Антон Отман, Максим Бородин
Екатеринбург. Другие новости 30.06.14
Водный скандал на Химмаше ссорит завод с властями, партнерами и жителями (ФОТО). / Столкновение поездов на перегоне Решеты – Ревда вылилось в уголовное дело. / Хоть в чем-то опередили. Свердловская область – рекордсмен по детскому алкоголизму. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».