СМС-спам: что нужно сделать, чтобы от него избавиться? (ФОТО) «Новый Регион» испытал пять способов борьбы с назойливыми сообщениями
Вчера президент России Владимир Путин подписал закон о запрете СМС-спама. Навязчивых смс-маркетологов должны штрафовать на крупные суммы, но, разумеется, сообщений с информацией о скидках, самых дешевых такси, розыгрышах и т.д., резко меньше сразу не станет. «Новый Регион» попробовал побороться с СМС-спамом и выяснил, почему звонить и жаловаться оператору бессмысленно, из-за чего ФАС может отклонить претензию, а также какой способ избавления от рекламных сообщений самый эффективный.
Борьба со спамом вручную, как известно, занятие неблагодарное. Но если для электронной почты давно придуманы фильтры, то отсеивать рекламу, которая валится на мобильный телефон СМСками, довольно проблематично. Как показывает практика, не спасает даже наказание рублем – принятые накануне поправки в ФЗ «О связи», оговаривающие многотысячные штрафы назойливым смс-маркетологам, едва ли быстро повлияют на ситуацию. Проще говоря, спам как приходил, так и приходит. Впрочем, всегда можно попробовать бороться с проблемой самостоятельно. Есть несколько методов, как избавить свой мобильный от непрошенных СМС. «Новый Регион» испробовал часть из них.
№1. Звонок спамеру
В первую очередь, можно обратиться к тому, кто занимается рассылкой спама. Правда, метод эффективен далеко не во всех случаях. Если вам с незнакомого номера приходят СМС с текстом вроде: «Вам доступен займ наличными. Звоните. 8-ххх-ххх-хх-хх» или «Дешевое такси, от 70 рублей по городу, телефон такой-то», то, вероятнее всего, дозваниваться до отправителя будет бессмысленной затеей. Такого рода СМС приходят, в основном, разово с одного номера, поскольку это – спам в чистом виде. Попытка написать ответное сообщение или позвонить на такой номер, как правило, ни к чему не приводит. Абонент будет находиться вне зоны действия сети или будет выключен.
Интересная деталь – за минувшие полгода автор материала получил около 15 СМС с разных номеров, рекламирующий горячую линию одной и той же микрокредитной организации. Попытка позвонить в нее и отказаться от рассылки еще две недели назад не приводила ни к чему. В компании довольно вежливо отвечали, что не знают, как номер попал в их базу, и что рассылками они не занимаются, а потому ничем помочь не могут. Теперь же, когда закон вступил в силу, «быстроденьговцы» по первому требованию согласились исключить номер телефона из базы рассылки. Как он туда попал, впрочем, уточнять не стали.
Со службами такси, которых в одном только Екатеринбурге несколько десятков, сложнее. Операторы такси отключать от рассылки отказываются, отправляя абонентов в т.н. службу поддержки, до которой дозвониться невозможно. Например, неудачей завершились попытки по-доброму разобраться с такси «Везет».
Несколько иная ситуация, если абонент сам оставил номер телефона для рассылки рекламных предложений, например, когда оформлял дисконтную карту в магазине. Конечно, скидки на роллы или на новую коллекцию нижнего белья – это замечательно, но не тогда, когда в сутки приходит два-три десятка таких сообщений. В этом случае необходимо обратиться непосредственно в ту компанию, которая присылает вам сообщения об акциях, – уважающие своих клиентов фирмы дают возможность без лишнего напряга отказаться от рассылки. Некоторые прописывают это непосредственно в СМС, чаще всего тексты выглядит примерно так: «Для отказа от подписки отправьте бесплатное ответное СМС со словом СТОП».
Впрочем, скорее всего, придется все-таки совершить пару лишних телодвижений. Самый удобный способ – зайти на сайт компании. Корреспондент «Нового Региона» протестировал на лояльность к клиентам три фирмы: по доставке роллов, по продаже спортивной одежды и по продаже ювелирных изделий. В первых двух случаях помогли онлайн-консультанты на сайтах компаний, которые вручную вывели нужный номер телефона из базы рассылки, в третьем схема по отписке от рассылки на сайте оказалась автоматизированной.
Резюме: избавиться от рассылки, на которую вы дали добровольное согласие, проще некуда, от той, которую вам навязали, по-хорошему не всегда получится. Возможно, придется прибегнуть к другим способам.
№2. Черный список
Еще один способ избавиться от спама тоже достаточно ресурсоемкий – практически в каждом современном смартфоне есть такая функция как «Черный список», куда номера заносятся вручную. Кстати, согласно исследованию портала Superjob, так со спамерами поступают порядка 29% владельцев сотовых.
Проблема в том, что СМС-номеров, с которых приходит спам, довольно много. Сообщения об одобренных на ваше имя кредитах, о дешевом такси, о поступлении новой коллекции лыжных ботинок и запрещенных кружевных синтетических трусов на пятый ряд районного рынка, о продаже «легалки» приходят на первый взгляд с обычных, просто незнакомых номеров. Например, автор материала получал спам от следующих абонентов – 8-902-381-88-15 и 8-902-381-44-15. Оба номера были тут же внесены в черный список, однако через некоторое время спам снова пришел с похожего номера – 8-902-381-53-35.
В общем, метод несложный, но недейственный. Результата он позволяет достичь, только если внести в черный список, например, короткий номер, с которого идет реклама известного бренда, как в пункте №1.
№3. Для продвинутых
Существует сразу несколько бесплатных приложений для сотовых на платформах IOS и Android, которые позволяют блокировать нежелательные сообщения. Причем принципы работы у них не всегда схожи. Например, приложения Spam Agent позволяет помечать не спам-номер, а спам-сообщение, блокируя нежелательные СМС не по номерам (выше мы уже рассмотрели, что это неэффективно), а по содержанию. Т.е. вручную составлять «черные списки» не нужно, что удобно. Спам будет чахнуть в специальной папке.
Программа для мобильных Nenado SMS несколько проще – она просто ориентируется на обширную базу данных номеров-спамеров и блокирует сообщения от них. Приложение SMS Spam Blocker работает по-иному: здесь, наоборот, можно создать «белый список» – только контакты из него смогут слать абоненту СМС, остальное будет уходить в корзину. Это удобно, например, для пенсионеров, чтобы тех не тревожили мошенники. SMSCop сверяет телефоны, от которых приходит СМС, с базой данных спам-номеров и, если есть совпадение, блокирует, как и Nenado SMS. Однако помимо этого оно позволяет добавлять «новичков» в базу нежелательных абонентов. Также приложение, как и его собрат – Росспам – распознает подозрительные сообщения и, в случае чего, предлагает отправить эти данные непосредственно в ФАС.
В общем, метод довольно действенный, главное выбрать себе приложение по душе AppStore или в PlayMarket.
№4. ФАС, фас!
С точки зрения того, что спам – это все-таки нарушение закона, причем федерального, за «преступлением» (против спокойствия) должно следовать наказание. Если нарушителя непременно хочется покарать, причем сделать это по букве закона, то обращаться нужно в Федеральную антимонопольную службу с заявлением. В кляузе необходимо рассказать о фактах, подтверждающих то, что ФЗ «О рекламе» был нарушен – например, сделать скриншот с экрана мобильного, описать номер, текст СМС, предоставить распечатку от мобильного оператора с детализацией входящих сообщений. Все это надо отправить в региональное управление ФАС – или по почте (можно через форму на сайте), или принести заявление лично. Ответ последует в течение 30 дней, в которые будет проводиться проверка СМСок на предмет их незаконности. Если последнее подтвердится, нарушителю выдадут предписание о прекращении безобразия.
Правда, есть нюанс – если спам-СМС будет начинаться с обращения «Уважаемая Даздраперма Анатольевна» (причем неважно, зовут ли вас именно так или вы Петр Петрович), то это уже рекламой считаться не будет, поскольку по закону «Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к некому объекту». Раз в СМС есть обращение к какому-то конкретному лицу, то жалоба не будет рассмотрена.
Короче говоря, этот метод подходит для самых упорных, настойчивых, а, главное, обладающих безграничным запасом времени и терпения граждан. «Одинокий пенсионер недорого заколебет вашу управляющую компанию. Гарантия».
№5. Когда все остальное не сработало
Вообще-то за помощью в борьбе с назойливыми СМС можно и нужно обращаться к оператору сотовой связи, ведь именно он отвечает за качество услуг и за их количество. Согласно вступившим в силу поправкам в ФЗ, сначала оператор должен получить согласие абонента на СМС-рассылку, а потом еще и непосредственно коммерческая организация, которая таким образом рекламирует свои товары и услуги.
К слову, представители «большой тройки» еще в прошлом году стали ставить фильтры на короткие и буквенные номера, так что этих сообщений стало в разы меньше. Кроме того, сами СМС-сообщения мусорного характера можно отсылать по специальным номерам каждого из операторов. Пересылка – бесплатна. Делается это для того, чтоб оператор заблокировал спамера. Для абонентов «МегаФона» номер 1911, для «Билайна» – 1888, для МТС – 6333. В пресс-службе уральского филиала «МегаФона», например, сообщили, что по этому номеру с начала 2014 года поступило и обработано более 200 тысяч жалоб абонентов о спам-рассылках. А, например, за прошлый, 2013 год, по всей России «мегафоновцы» заблокировали более одного миллиарда (!) нежелательных СМС.
В заключение необходимо добавить, что существуют несколько профилактических рекомендаций, которые могут если не защитить телефон от спама на 100%, то хотя бы снизить его поток.
Во-первых, ни в каком случае не надо оставлять свой номер телефона на форумах, в блогах, и так далее. Если это все же необходимо, то некоторые цифры лучше заменить словами, написав не «55», а «пятьдесят пять». Во-вторых, по возможности не пользоваться уличными терминалами оплаты мобильной связи – зачастую мелким шрифтом под звездочкой на экране написано обязательное условие: «Пользуясь услугой оплаты связи через наш терминал, вы соглашаетесь на информационную рассылку на ваш номер». В-третьих, важно внимательно читать договор оказания услуг связи, который абонент заключает с мобильным оператором – если в нем есть пункт об СМС-рассылке, то нужно попросить сделать правку в договоре, такое теперь тоже возможно.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».