Остановить варварское иностранное земледелие на Урале не получается даже штрафами и запретами (ФОТО, ВИДЕО)
Экстенсивное овощеводство, с применением химикатов, порчей земель и водоемов, стало настоящей проблемой для Урала. В надзорных ведомствах разводят руками – да, они фиксируют превышение токсичных элементов в почве на десятках агроферм, пестицидов – в продукции, поступающей в магазины Урала, обнаруживают самодельные скважины на территориях, прилегающих к теплицам в сельской местности. Но все это не помогает реально решить проблему – зреет недовольство местных жителей, множатся жалобы в Россельхознадзор и прокуратуру. Некоторые даже усматривают в этих конфликтах национальную подоплеку, потому что в теплицах, на которые жалуется население и которым предъявляют претензии надзорные органы, чаще всего трудятся китайские рабочие. К изучению вопроса подключилось уральское полпредство – там в конце июля под руководством заместителя полномочного представителя президента Александра Моисеева прошло уже третье совещание, посвященное вопросам безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами на территории Свердловской области.
Как рассказал «Новому Региону» один из докладчиков на совещании в полпредстве, и.о. руководителя управления Россельхознадзора по Свердловской области Игорь Тухбатов, «вопросов к заимствованной иностранной технологии землепользования немало». «Это превышение норм вредных веществ в почве и продукции, истощение малых водоемов, захламление близлежащих полей. Повышенная урожайность и низкая цена – не волшебство трудолюбия, а результат использования химических веществ – пестицидов (удобрений), зачастую запрещенных на территории России», – отмечает собеседник агентства.
По мнению специалистов, при злоупотреблении химикатами обычно возникают две проблемы: либо превышение объемов в употреблении разрешенных удобрений, либо использование совсем неразрешенных на территории России веществ. С первым – понятно. Норма использования на га земли – одна, а засыпают во много раз больше. В итоге овощи даже при нашем нежарком лете растут как на дрожжах. Определить это можно методом исследования почвы и получаемой продукции. Например, в теплицах Режевского района при исследовании почвы и продукции в отобранных образцах обнаружено значительное превышение по пестицидам и токсичным элементам. В том числе – карбендазим – в 2 раза, процимидон – в 7 раз, хролотолонил – в 4 раза, пирадабен – в 2 раза. Токсичные элементы, превышение предельно допустимого количества – кадмий, никель. В плодоовощной продукции превышение предельно допустимых норм – пестициды, нитраты, металлы.
Со вторым случаем использования неизвестных в России удобрений ситуация сложнее, рассказывает собеседник агентства. Вот лежат в теплицах мешки с написанным по-китайски текстом. Что в них – никто не знает. По документам – одно, а на поверку оказывается совсем другое. Бывают случаи определения в почве веществ, которые не внесены в реестр разрешенных (а значит, запрещены) для использования на территории России.
Итогом всех этих упражнений с химическими веществами является ранняя урожайность и низкая цена овощей. Про всевозможные чудеса местные жители рассказывают байки.
Опасные китайские теплицы
Эти два фактора делают продукцию крайне интересной для супермаркетов, в числе которых называют «Пятерочку», «Ашан», «Карусель» и другие – машины с этими логотипами постоянно видят у этих тепличных хозяйств.
Россельхозназдор согласно 294 федеральному закону не может планово проверять предприятия чаще, чем один раз в три года. Но недовольство населения на действия гостей из Поднебесной, выражающееся в жалобах, постоянно поступающих в прокуратуру и областной Россельхознадзор, заставляют реагировать эти ведомства в рамках внеплановых поездок.
Процесс реагирования Россельхознадзора организован так. Приходит жалоба от жителей деревни, Россельхознадзор перенаправляет ее в прокуратуру, которая, в свою очередь, назначает проверку с участием инспекторов и специалистов Россельхознадзора. Специалисты выезжают на место, в присутствии представителей организации берут образцы почвы и продукции, привозят в аккредитованную лабораторию. В лаборатории все пробы шифруются, чтобы исключить возможность субъективной оценки – специалисты лаборатории не знают, откуда и чьи это пробы. Проверяются пробы земли или овощей по запросу – на пестициды, металлы, нитраты.
Но даже если превышение обнаружено, реальным рычагом воздействия это не становится. «Ну вот нашли мы превышение показателей по пестицидам, нитратам и т.д. Самое большое, что мы, Россельхознадзор, можем сделать – направить в прокуратуру мотивированное заключение о результатах проверки. Чаще всего предприятие отделывается небольшим штрафом», – говорит Тухбатов.
По статье 8.6 Кодекса об административных правонарушениях подобное карается штрафом до 40 000 рублей либо приостановлением деятельности предприятия на 90 дней. Штраф для подобных предприятий в подобных размерах – сущие пустяки при их оборотах, заплатили и дальше продолжают. Прецедентов о приостановке деятельности предприятий пока не было, но это, пожалуй, единственная мера, которая действительно может заставить нерадивых земледельцев соблюдать закон.
В связи с тем, что Россельхознадзор начал активную деятельность в наведении порядка в обращении с землей, в ведомстве начались всевозможные истории. Недавно был случай – предлагали взятку одному из сотрудников.
– И…
– Не взял, кричал «Как смеете?!», написал мне докладную. Дело передали сейчас на расследование, – смеется Тухбатов.
Не меньше чем земля, страдают от такого экстенсивного земледелия водоемы. И именно это, как правило, вызывает набольшее возмущение у местного населения. Пересохшие пруды, загрязненные озера – это то, о чем пишут недовольные таким обращением с природой граждане.
Последнее время конфликтов на этой почве стало меньше – земледельцы научились бурить скважины. Именно это и является тонким местом в законном землепользовании. По закону, юридические лица могут бурить скважины для своих целей. Стоимость разрешения – 400 000 рублей, плюс сами работы, которые могут выполнять только лицензированные предприятия, ежегодная пошлина. Однако подобные траты существенно повлияют на расходную часть земледельцев. Посему предпочитают экономить – скважины роют без разрешения, как частные лица. При этом никто ничего с этой ситуацией сделать не может. Это нарушение Закона о недрах. Соответственно, уже дело прокуратуры.
В Россельхознадзоре сейчас составляют точный перечень агрофирм, теплиц, работающих на территории области. Какая-то информация есть у Министерства АПК и продовольствия Свердловской области, но информация очень примерная и нередко содержит недостоверные данные. Например, отчитывается одно из предприятий, что у него 30 теплиц, и пишет, что обслуживает их 7 рабочих. Причины вранья здесь не только в экологической плоскости, но и в сфере привлечения иностранной рабочей силы. Известно, что организации получают квоты на использование труда мигрантов. И ранее полиция нередко ловила десятки китайских рабочих, трудящихся в аграрном секторе без разрешений на работу.
Облава на мигрантов в Аверино
Именно поэтому необходимо взаимодействие ведомств по наведению порядка в этой сфере. В частности после совещания в полпредстве были запланированы совместные рейды и выезды с участием Россельхознадзора, Роспотребнадзора, прокуратуры, УФМС, МВД и других структур.
От варварского земледелия страдает не только природа
Екатеринбург, Таисья Юсупова
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».