В Екатеринбурге завелись пранкеры – тролли, ставящие эксперименты на ничего не подозревающих горожанах. Суть опытов в том, чтобы определить, насколько человечны, отзывчивы и ответственны свердловчане. Впрочем, сами экспериментаторы выводов «плохо» или «хорошо» не делают, а оставляют это зрителям. Но простыми «приколистами» себя не считают. Полицейские хотят присоединиться к их акциям, а социологи – критикуют.
В Екатеринбурге появились пранкеры. Так сами себя называют молодые люди, которые придумывают нестандартные ситуации и разыгрывают их на улицах города. Жертвами пранкеров становятся прохожие. Хотя изначально пранк – это обычно телефонный розыгрыш, главной целью которого является хорошенько взбесить собеседника, сами свердловские пранкеры троллями себя не считают. Более, того, в беседе с корреспондентом «Нового Региона» один из пранкеров Антон Филиппов рассказал, что цели преследуются самые благородные. «Во время эксперимента мы выявляем степень того, насколько общество здраво реагирует на тему. Главная цель – выявить и показать либо то, что все хорошо, либо то, что все плохо, – сказал он. – Мы не делаем никаких нравоучительных заключений, оставляя все на суд зрителей, хочешь, скажи, что общество испорчено, и все п@#$%ы. А можешь сделать себе заметку, и когда представится возможность, повести себя правильно».
Между тем, подобные «социальные эксперименты», как окрестили их сами авторы, не впечатлили настоящих социологов, отмечает корреспондент «Нового Региона». Они считают, что выборка – нерепрезентативна, а воспитательная функция – спорна. Об этом агентству рассказала руководитель лаборатории социальных исследований ИСПН УрФУ Юлия Мокерова. «В любом исследовании общества мы не можем организовать изучение мнения или поведения всех представителей социума, а лишь небольших групп. Способность этой маленькой группы представить поведение большой и есть репрезентативность. А в данных случаях, в т.н. пранке, об этом речи не идет. Эти эксперименты – всего лишь частные случаи, которые демонстрируют определенные образцы поведения конкретного человека в конкретной ситуации. Но насколько они типичны для остальных, мы говорить не можем», – сообщила собеседница агентства. Также она подчеркнула, что в современных социологических исследованиях специалисты так или иначе уведомляют участников о том, что их задействуют в эксперименте. «Здесь очень важна и этическая сторона вопроса – любое исследование подразумевает некую степень открытости перед участниками эксперимента. Хотя, конечно, история знает примеры, когда использовалось т.н. включенное спонтанное наблюдение. Но в данном случае – это, скорее, не эксперимент, а стеб из серии «вас снимает скрытая камера». И воспитательной функции, о которой говорят авторы ролика, тут нет. Да, в ходе эксперимента были замерены какие-то реакции, случаи, но т.к. они, скорее всего, не имеют распространенности, то не будет и воспитательного отклика. Важно еще понимать, кто смотрит эти ролики, как на них реагируют. Поэтому нельзя однозначно к ним отнестись – нужны они или нет, но я бы аккуратнее к таким экспериментам относилась. Как минимум потому, что известны случаи, когда участники подобных экспериментов замыкались в себе», – пояснила руководитель лаборатории социальных исследований.
К слову сказать, подобными акциями пранкеры свердловчан не удивили. Более того, еще четыре года назад даже более жесткие эксперименты над уральцами ставили… полицейские. Так, в Каменске-Уральском они разыгрывали целые спектакли, чтобы посмотреть, как отреагируют горожане на «бомжа», внезапно потерявшего посреди тротуара сознание, на то, как его бесцеремонно обыскивает тогда еще милиционер, или проявят ли бдительность граждане, когда у них на глазах злоумышленник вырвет сумочку у девушки и попытается убежать.
При всем этом, представители свердловского полицейского главка к затеям пранкеров отнеслись довольно скептически. «Все это довольно сомнительно. Одно дело, когда четко ясна цель эксперимента. Например, лежит под ногами подозрительная коробка в метро, и полиция проверяет бдительность граждан. Или, к примеру, ребенок плачет, а его какой-то дядя бьет – проявят ли сострадание граждане, проверят ли, чужой дядя или папа. Такие акции понятны. А тут какие-то молодые люди, не социологи, не исследователи, проводят эксперимент, что сто человек прошло мимо – двое откликнулись, а 98 – нет. И что им это дает? Вообще я рекомендую им взаимодействовать с правоохранительными органами. Да хотя бы с общественным советом при ГУВД. Тогда уже и до полиции дойдут итоги эксперимента, а мы, если выводы определенные будут, например, что горожане стали очень доверчивы, проведем разъяснительную работу с населением, пресс-конференцию дадим», – пояснил «Новому Региону» руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области Валерий Горелых. В пример он также привел активистов «Оккупай педофиляй», которые, по его словам, «изначально затевали доброе дело», однако, во-первых, не могли доподлинно знать, злоумышленник ли перед ними, во-вторых, если б он был, например, вооружен, при попытке его задержания сами «экспериментаторы» могли пострадать.
Кража автомобильных шин
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 26.08.14
Детство строгого режима: «колючку» вокруг екатеринбургской школы убирать не будут. / В Екатеринбурге начали оформлять визы в Болгарию. / Екатеринбуржцы сами выберут новый вариант льготного проезда в транспорте: администрацией запущен опрос. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».