Имам самой большой на Среднем Урале мечети высказался об изымаемой экстремистской литературе
Имам верхнепышминской мечети «Медная», которая считается самой большой и красивой на Среднем Урале, поддержал скандально известную мечеть «Рахмат». По его мнению, изъятая в этой организации экстремистская литература – вполне законное, «хорошее» чтиво.
Сегодня имам мечети «Медная» Айрат хазрат Мухаметзянов и Муфтий Абдуль-Куддусс (Центральный муфтият) приняли участие в пресс-конференции, посвященной противостоянию экстремизму. Корреспондент «Нового Региона» поинтересовался, как относятся представители мусульманского духовенства к ситуации вокруг мечети «Рахмат». Напомним, этой религиозной организацией, находящейся на Уралмаше в Екатеринбурге, весьма заинтересовались силовые структуры: в конце мая в рамках расследования уголовного дела сюда нагрянули с обысками сотрудники МВД, ФСБ и СК, изымалась экстремистская литература. Помимо этого, мечеть стала фигурантом 32 административных дел, нарушения нашли и представители мэрии, религиозная организация должна съехать из помещения, принадлежащего городским властям.
Сегодня имам рассказал, что мечеть заподозрили в нарушениях закона еще десять лет назад. «Десять лет назад я начал работать и на первом же празднике, курбан-байрам, столкнулся с экстремизмом. После окончания службы на празднике мне доложили, что на территории нашей мечети, и за территорией, и на территории мечети «Рахмат» работали представители Хизб ут-Тахрир (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, в России признана террористической организацией, – прим. НР) и раздавали листовки. Были разборки, в том числе, в прокуратуре. Но после этого, после 2005 года, у нас таких инцидентов больше не было», – поделился воспоминаниями имам.
Как отметил Айрат Мухаметзянов, политика, которую проводит местное религиозное управление в своей мечети, зачастую зависит от мировоззрений имама и его «внутренней и финансовой интеграции в международную исламскую структуру». «Для меня интересы мусульманской культуры, гражданского общества и национальной безопасности являются равнозначными, я внутренне равнозначно ощущаю себя гражданином России, татарином и мусульманином. Если же во главу политики ставится только защита идей мусульманства, тогда появляется стремление к созданию той мусульманской идентичности, когда во главу угла ставится…ну, вот раньше было «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», а здесь – мусульмане всех стран, объединяйтесь. Появляется понятие исламский халифат. Для этих людей интересы мусульман становятся выше всех других интересов», – сказал имам и четко обозначил, что «Рахмат» проводит политику, направленную на интересы, прежде всего мусульманства.
После такого вполне «светского» и общего комментария имам пояснил, что не считает изымаемую в мечети на Уралмаше литературу экстремистской: «То, что там находят экстремистскую литературу… их в общем федеральном списке более тысячи, нас об этом не спрашивали, туда попали и нормальные, хорошие книги». И в качестве такой книги привел в пример «Сады благопристойных» (иначе «Сады праведных», Рийад ас-салихин) – именно эту книгу как экстремистскую изъяли в мечети «Рахмат». «Ни в коем случае мечеть «Рахмат» не надо закрывать. Надо отбить здание, они должны быть на виду», – прокомментировал имам и добавил, что если мечеть закроют, ее прихожане могут уйти в подполье.
Муфтий Абдуль-Куддусс сообщил, что пытался поговорить с муфтием Нафигуллой Ашировым (председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России, «Рахмат» входит в этот муфтият), когда он был в Екатеринбурге, но разговор не состоялся, Аширов отказался. В антиэкстремистских круглых столах и встречах, которые организует Муфтий Абдуль-Куддусс в этом году, Нафигулла Аширов участвовать не будет.
Екатеринбург, Светлана Загороднева
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».