Уральские политологи провели исследование форм самоуправления 16 лучших в мире по качеству жизни городов. Оказалось, что в подавляющем большинстве из них все задачи и ответственность сосредоточены в одной администрации или совете, а от дробления городов на мелкие районы со своей властью в каждом мировые столицы постепенно отказываются.
В Екатеринбурге продолжают обсуждать возможность реформирования местного самоуправления. Напомним, чиновники «белого дома» настаивают на том, что нынешняя система в Екатеринбурге неэффективна и предлагают посадить по «мэру» и «думе» в каждом из районов города. Между тем, никаких аргументов, кроме того, что двухуровневая система власти хороша и отсылок к советскому прошлому, представители губернатора Евгения Куйвашева не приводят.
В этой связи уральские политологи решили изучить международный опыт в сфере МСУ. Анализом занялись представители Центра региональных политических исследований УрФУ. И, как отмечает корреспондент «Нового Региона», для изучения они выбрали города мира по самому, пожалуй, справедливому и красноречивому критерию. «В перечень вошли города мира с наиболее высоким уровнем качества жизни населения, – сообщил автор исследования Руслан Мухаметов. – Исследовательский центр выбрал участников двух «Топ-10 лучших для жизни городов мира 2013». Рейтинги были составлены The Economist Intelligence Unit (аналитическим подразделением британского журнала Economist) и Международной исследовательской группой GfK».
Часть городов появляются в обоих вышеуказанных рейтингах, поэтому в финальном списке получилось не 20 претендентов, а 16. Это Мельбурн, Вена, Ванкувер, Торонто, Калгари, Аделаида, Сидней, Хельсинки, Перт, Окленд, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Рим, Вашингтон, Лос-Анджелес.
В аналитической записке полностью расшифрованы системы местного управлениях всех указанных городов. Примечательно, что лишь в 4 из них власть представлена на двух уровнях. Так, в Париже, помимо мэра и совета всего города, есть еще 20 мэров и 20 советов в каждом из округов французской столицы. Примерно то же и в Лондоне – фактически всем управляет администрация Большого Лондона, однако у каждого из 32 боро (районов) + непосредственно у лондонского Сити есть совет, представленный участниками политических партий. Еще более запутанная и сложная система местного самоуправления в Риме. В вечном городе есть ассамблея и джунта. Первая состоит из 48 человек, управляется мэром и больше всего напоминает нашу гордуму – принимает решения по важным вопросам вроде распределения бюджета, и так далее. Исполнительная власть – джунта – представлена 12-ю членами, которые решают хозяйственные вопросы. В состав джунты входят и мэр, и его заместители, и представители ассамблеи. Но при этом в Риме есть 15 субмуниципалитетов, в каждом из которых есть свой муниципалитет и мини-совет. Наконец, в Сиднее вообще нет единого органа управления всем городом – он поделен на округа, в каждом из которых есть совет, лорд-мэр и главный исполнительный директор, наподобие нашего сити-менеджера, но в меньшем масштабе.
Значительная часть других мировых столиц, где лучше всего живется людям, выбрала одноступенчатую систему местного самоуправления. Это и Аделаида, и Ванкувер, и Мельбурн, и Вена, и Калгари, и Перт, и Торонто, и Хельсинки. Отдельно можно остановиться на нескольких примерах. Так, в Вашингтоне, помимо мэра и совета округа Колумбия, которых выбирают жители, все-таки есть 37 советников квартальных комиссий, которые избираются в небольших районах. Они, например, дают рекомендации по всем вопросам, которые затрагивают жителей конкретного района. В Лос-Анджелесе тоже есть советы районов, но их решения носят рекомендательный характер. В Нью-Йорке местное самоуправление осуществляют мэр и горсовет во главе со спикером. В каждом из районов «Большого Яблока» – Бронксе, Бруклине, Манхеттене, Куинсе и Статен-Айленде – есть свои президенты и советы, но они лишь представляют свои районы на общегородском уровне, не имея особенных полномочий. Стоит обратить внимание и на новозеландский Окленд. Раньше там не было единой власти. На протяжении почти 20 лет он управлялся 21 районным советом, но в 2000-х годах центральное правительство страны посчитало, что такое большое количество органов власти тормозит развитие города. В 2007 году была создана специальная комиссия, которая рекомендовала единую структуру органов местного управления в Окленде с одним мэром, который и был избран в 2010 году.
«Абсолютное большинство рассматриваемых нами городов представляют собой одноуровневую систему организации органов городской власти. Большая часть городов действительно делится на разные районы или округа, но они не являются отдельными муниципалитетами», – резюмируют авторы исследования.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 12.09.14
Свердловские врачи заявили о всплеске гепатита: в некоторых районах заболевших стало в 7 раз больше. / В аэропорту «Кольцово» пришлось экстренно посадить Boeing с умирающим японцем на борту. Спасти пассажира не успели. / «Мистика, не иначе!», – уральские рыбаки пытаются понять причины исчезновения и гибели рыбы на двух водоемах (ФОТО). Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».