В Екатеринбурге с боем и спорами ставят спектакль «Пещерные мамы» (ФОТО)
В Центре современной драматургии в самом разгаре репетиции спектакля «Пещерные мамы» по пьесе Рината Ташимова, режиссер он же. Молодой постановщик пытается сделать невозможное – подчинить себе на сцене опытных профессиональных артистов, которые отдали театру не один десяток лет и сами знают, куда им встать и как говорить. Как признаются все участники процесса, конфликты случаются постоянно. «Новый Регион» побывал за кулисами и убедился: накал страстей нешуточный. Но в итоге сочетание опыта и новаторства может дать очень интересный результат.
Премьера спектакля «Пешерные мамы» в ЦСД запланирована на 28 ноября. Репетиции идут уже месяц и сейчас пьеса разобрана до последних сцен. Казалось бы, режиссер и актеры уже должны разговаривать на одном языке, но конфликты продолжаются до сих пор. Спектакль ставит по собственной пьесе Ринат Ташимов – «без году неделя драматург и режиссер», как он говорит про себя. До этого Ринат создавал постановки лишь с участием студентов ЕГТИ.
А в «Пещерных мамах» главные роли исполняют профессиональные актрисы, каждая из которых отдала сцене не один десяток лет: Бабу Машу играет Тамара Зимина, Месавару – Светлана Колесова из «Коляда-театра». Поэтому найти общий язык сразу получается не всегда. «Новый Регион» сегодня побывал на репетиции «Пещерных мам» и убедился: на сцене кипят настоящие страсти.
«Тамара Васильевна, вы на меня как маньяка смотрите. Я что-то не так делаю?», – говорит Ринат Ташимов в ответ на взгляды Тамары Зиминой при объяснении сцены.
«Так делать не правильно. Надо чтобы декорации к финальной сцене куда-то убрали, чтобы была голая сцена», – говорит в другой момент Зимина.
«Кто тут режиссер? Ставьте тогда спектакль сами! 5 минут перерыв!», – не выдерживает Ринат.
И через 5 минут все вновь выходят на сцену, спорят, соглашаются, доказывают.
«Работать с профессиональными актерами мне лично очень тяжело, – признался Ринат Ташимов в беседе с «Новым Регионом». – Я до этого работал только со студентами. Они более мобильны, что ли. Как цепные собаки: им только скажешь: фас! – и они начинают рвать сцену в клочья. Они могут и не понимать, что им делать, не до конца осознавать, что происходит, но они кидаются в эту пробу. А на профессиональных артистов давит груз опыта. Поэтому у нас постоянно конфликты происходят на репетициях. Я без году неделя режиссер и драматург, и я прошу их тоже обнуляться, избавляться от своего опыта. Мне хочется, чтоб они думали, что они ничего не умеют. А им этот опыт мешает, они сопротивляются каким-то задумкам. Например, в «Пещерных мамах» есть момент, где мы пробовали испанское пение канте-хондо вплести как татарскую народную черту, как народное пение. И актеры сначала не понимали, как можно вот так начать орать, когда идет из тебя этот некрасивый звук. Я Кристине Брахман, которая недавно родила, говорю: вот представь. ты коляску с ребенком на улице потеряла, как ты кричать будешь? И из нее такой звук пошел, казалось, что это плачущая медведица. Было пронзительно и страшно. Но Кристина все-таки молодая актриса».
Актеры признаются, что им тоже тяжело и часто они не могут понять молодого режиссера, не согласны с его задумками или видят нестыковки в спектакле. И в таком случае стараются отстоять свою точку зрения.
«Конфликты бывают, конечно, иногда даже приходилось вмешиваться Коляде, который в ЦСД является художественным руководителем. И он из Польши как-то разрешал эти споры. Но это нормальный процесс, когда есть много мнений, много взглядов на пьесу и на постановочный процесс. Получается, что мы все в каком-то роде режиссеры и помощники режиссера. Материал для работы интересный, результат тоже должен получиться хорошим», – говорят актеры.
Но, как известно, в споре рождается истина. Судя по отрывкам из репетиций, постепенно, идя на компромисс, режиссер и актеры складывают все в логичный паззл, и в итоге «Пещерные мамы» может стать очередной добротной постановкой в Центре современной драматургии.
«Этот спектакль будет про то, что ничего нельзя делать во лжи, иначе ты можешь разрушить свою жизнь, как одна из главных героинь Баба Маша. Она во лжи зачала ребенка, во лжи воспитывала. В итоге она потеряла и семью, и ребенка. Не сложилось все. Как говорится, без любви нет истины», – рассказали в ЦСД.
Премьера «Пещерных мам» состоится 28 ноября.
«Новый Регион» в ближайшее время расскажет об одном дне в ЦСД – в театре, где репетируют утром, показывают спектакль вечером, устраивают читку ночью, а под утро выпиливают декорации. И где актеры работают «менеджерами по чистоте» или, говоря по-простому, уборщиками, драматурги – монтировщиками, а режиссеры – администраторами. Подробнее – на сайте «Нового Региона» 10 ноября.
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Семен Саливанчук
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».