Новые рефлексы, противоестественные действия и принцип карате: как меняют водителей курсы экстремального вождения (ВИДЕО, ФОТО)
Ультрасовременным автомобилем с целым набором систем безопасности сегодня уже никого не удивишь, чего не скажешь о грамотном вождении. Рядовые автошколы продолжают штамповать неумех с базовым набором знаний. Поэтому за особыми навыками приходится обращаться в школы контраварийного вождения. Корреспондент «Нового Региона» прошел обучение в одной из них и готов рассказать, какие дополнительные знания даются на специализированных курсах и как они меняют психологию автолюбителей.
Готовься изменить своим рефлексам
Базовый курс контраварийной подготовки стоит сегодня в пределах 10 тысяч рублей и включает в себя 4 часа теоретических занятий и от 4 до 6 часов практики (зависит от типа автомобиля). По словам инструкторов, садятся за парты совершенно разные категории людей – и начинающие, и с солидным стажем водители, и женщины, и мужчины. Предпосылки к обучению у всех разные, но цель одна – научиться ездить увереннее и быть готовым к экстремальным ситуациям.
Лекционные занятия содержат обсуждение физики движения авто (работы колес, подвески, тормозов, двигателя) и изучение психологии водителей и пешеходов в конкретных дорожных ситуациях. Также постигается теория торможения и прохождения поворотов, правильного объезда препятствий. Инструкторы обильно чертят на доске графики и различные схемы, с которыми постепенно приходит понимание – какими бы современными ни были автомобили и системы, установленные в них, всё в этом мире подчиняется законам физики.
Именно в этом и состоит главный (и одновременно – кажущийся нелогичным) принцип курсов контраварийной подготовки – человек должен частично забыть то, чему его учили в обычной автошколе и заставить себя сменить некоторые рефлексы. Так, в ситуации с неожиданным заносом желание максимально вывернуть руль в сторону поворота и вдавить педаль тормоза в пол чаще всего оказывается судьбоносным – водитель попадает в ДТП. В этом случае нужно предпринимать действия, противоестественные для человека в нештатной обстановке. И для этого курсанты, вооружившись теорией, отправляются на автодром, где закрепляют полученные знания на практике, добиваясь возникновения новых рефлексов на уровне автоматизма.
Автоматизм с рулением и педалями авто
На автодроме профессиональные инструкторы наглядно показывают, как гасить заносы, помогают научиться скоростному, силовому рулению и правильному торможению на разнородном покрытии. Отдельно долго и упорно оттачивается проезд поворота при избыточной скорости и объезд препятствий. Все эти элементы позволяют снизить риск возникновения экстремальной ситуации, ведь человек начинает лучше контролировать свой автомобиль. Уже после пары часов появляется настоящее, а не мнимое ощущение автомобиля и его возможностей (чего и в помине нет после обычной автошколы). Становится понятной работа систем безопасности автомобиля (ABS, ESP и других), эффект блокировки колес и так далее. Это действительно не просто слова – инструкторы как будто лепят из курсанта нового, более грамотного водителя.
К слову, тот же неуправляемый занос может возникнуть совершенно неожиданно в условиях снежной каши или подвернувшейся под колеса обледенелой колеи. Запоздалые реакции на руление и неправильные действия с тормозами могут привести к трагедии. Как бы это ни казалось противоестественным, но тормозить, когда машина идет боком и человеку страшно, нельзя – это может лишь увеличить вероятность разворота автомобиля поперек дороги.
В случае с передним приводом автомобиля необходимо заставить себя нажать на газ, что ускорит стабилизацию автомобиля. Одновременно для выпрямления машины нужно оперативно повернуть руль в такое положение, при котором управляемые колеса встанут практически прямо. Это сложно, но водителю важно сделать над собой значительное усилие и проявить характер.
С задним приводом, где задние колеса толкают авто, а не тянут его за собой, все несколько иначе. Руль также необходимо поворачивать в сторону заноса и ни в коем случае не тормозить. Но педаль газа трогать не стоит – манипуляции только усилят стремление машины уйти в разворот.
Впрочем, эти рекомендации действуют уже в случае заноса. Но его проще избежать, чем с ним бороться. Поэтому основные пожелания специалистов состоят в разумном выборе хорошей резины и, главное, в – скорости авто. А также в нежелательности резких маневров и необдуманных обгонах.
Вместо заключения: помни о принципе карате
Выпускники школ экстремального вождения действительно чувствуют себя на дорогах более раскованно (на себе это испытал и автор этих строк), что у менее опытных участников движения может вызывать определенные вопросы. Однако инструкторы-спортсмены всегда стараются донести до своих учеников дополнительное правило мастерства, напоминая о принципе карате – использовать навыки нужно только в случае крайней необходимости. Боевые искусства преподаются в основном для обороны. Вот и с экстремальным вождением действует общее правило – не путай дорогу общего пользования с гоночной трассой, а себя – с участниками соревнований. Новые умения стоит использовать только для предотвращения ДТП, а не для «выпендрежа». Если хочется быстро погонять – добро пожаловать на ледовые трассы или другие специализированные площадки, где можно покататься в свое удовольствие на больших скоростях.
Стоит добавить, от обучения в школе контраварийного вождения есть еще один прок – выпускники получают дополнительную скидку при заключении договоров КАСКО от ведущих страховых компаний. Чем не лишний повод вновь отправиться за парту?
«Новый Регион» благодарит за помощь в подготовке материала директора и инструктора школы контраварийного вождения X-Auto Сергея Жаркова.
Екатеринбург, Игнат Бакин, Семен Саливанчук, Антон Отман, Александр Саливанчук
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».