На Среднем Урале погорельцы из села Фоминское, где в майские праздники выгорела целая улица, не могут добиться помощи от государства. Всему виной – отсутствие свидетельств о регистрации недвижимого имущества, которым в советские времена не придавали большого значения. Съемочная группа нашего агентства убедилась в масштабах трагедии, побывав на месте происшествия, и вдобавок попыталась разобраться в юридических нюансах, обнаживших очередную проблему российской провинции.
Бессилие перед огненной стихией
Как передает корреспондент NDnews.ru, крупный пожар в селе Фоминское произошел днем 3 мая. В километре от окраины – там, где раньше распахивались поля и работали колхозные объекты, загорелась сухая трава. Пламя за считанные минуты добралось до жилых домов, на борьбу с пожаром бросились все местные жители. Сюда пригнали мотопомпу, однако огонь из-за сильного ветра распространялся слишком быстро. В результате вскоре полностью сгорели 11 домов на девяти дворах, без крыши над головой остались 7 человек из нескольких семей.
Сегодня от былой улицы остались только одиноко стоящие кирпичные дымоходы. Все остальные строения были из дерева, и спасти их было практически невозможно. По словам главы Фоминской сельской администрации Александра Краюхина, с которым мы встречаемся на пропахшем гарью пепелище, пожарные машины из Махнево (ближайший крупный населенный пункт) прибыли на место происшествия лишь спустя час. На это повлияла как удаленность села, так и плохое состояние дороги – в данной местности нет асфальта, только гравий и песок.
«Потом еще прилетели два вертолета МИ-8, которые произвели несколько сбросов воды. Но это была уже проливка зданий, а не их тушение. Мы же противостоять огненной стихии, не смогли. Воедино сошлись несколько обстоятельств – и сильный ветер, и засушливая погода, и отсутствие у нас необходимой техники. Пожарную машину содержать в селе, где фактически проживает меньше ста человек, нецелесообразно. А того противопожарного имущества, что имеется, недостаточно», – говорит собеседник агентства.
Пожарная дружина села Фоминское до последнего пыталась отстоять дома. Но только, казалось, опасность отходила от одного строения, огонь подступал к другим. А когда стали полыхать уже несколько зданий, шифер с них начал разлетаться во все стороны, и вскоре огонь перекинулся через дорогу. Люди успевали только схватить документы – и на улицу. Вывести скотину и домашних питомцев не хватало времени, поэтому многие животные погибли. «Честно говоря, тогда было не до зверья. Пытались не допустить дальнейшего распространения пламени. И, к слову, мы отстояли стоящие поодаль дома. Но на девяти дворах сгорело все то, что селянами было нажито непосильным трудом», – сетует Краюхин.
Проблемы с документами
После того, как пожар в селе потушили, жильцы стали разбирать завалы. Чиновники принялись решать вопрос с расселением погорельцев и выделением им средств. Поскольку населенный пункт маленький, муниципальный жилой фонд скуден, да и состояние его вызывает массу вопросов – строения нуждаются в капитальном ремонте. Поэтому в основном погорельцев на время приютили их родственники. Кто-то, как одна из пострадавших и вдобавок – председатель Совета ветеранов села Фоминское Валентина Нехорошкова, переехала в старую избу, из которой хочет сделать сельский музей.
Говорить без слез о произошедшем пожаре она не может. Огонь уничтожил все, что она имела – два дома, доставшиеся ей от родителей, загоны для скота, беседку и так далее. «Мы сейчас как с протянутой рукой. Ничего ведь не осталось. Поэтому мне несут вещи – постельное белье, еду, средства гигиены. Но помощи серьезной нам никто не оказывает, в том числе, из-за проблем с документами», – сообщила пенсионерка корреспондентам NDnews.ru.
Господин Краюхин поясняет, что последний подобный крупный пожар случался в селе еще в 1943 году. После того происшествия в населенный пункт попросту перевезли из соседних деревень несколько домов, в которых стали жить местные рабочие колхозов и совхозов. Документами о регистрации недвижимого имущества в те времени никто особенно не озадачивался. «Есть дом – и живи в нем. Так сложилось в советские годы. А исправить это в последние несколько лет для многих, уже пожилых жителей Фоминского оказалось непросто – для оформления документов пришлось бы ехать в райцентр, более чем за 100 километров, что при отсутствии нормального автобусного сообщения затруднительно», – добавляет Краюхин.
По его словам, раньше жилые дома прикреплялись к населенным пунктам в сельской местности колхозами, и единственные регистрационные действия производились в так называемой «похозяйственной книге». Однако с учетом нынешнего законодательства этого недостаточно для выделения помощи погорельцам. «Нужно обязательно свидетельство о регистрации недвижимости или хотя бы учетные данные на дом. Но у нас есть только сведения из этой книги. Поэтому мы пытаемся сейчас собрать все, что есть, чтобы обратиться за помощью к областным властям. Именно на региональном уровне должны решить – можно на основании представленной информации выделять помощь нашим жителям или нет», – заключил глава администрации.
Выходит, ЧП в селе Фоминское обнажило очередную проблему многострадальной российской провинции. Можно предположить, что произойди подобный крупный пожар в другом удаленном населенном пункте Свердловской области, местные погорельцы столкнуться с аналогичными трудностями. Наше агентство будет следить за развитием событий.
Алапаевский район, Свердловская область, Игнат Бакин, Семен Саливанчук, Антон Отман
Алапаевский район, Свердловская область. Другие новости 22.05.15
Свердловский облсуд отказал адвокатам Сандакова в обжаловании ареста. / Представители екатеринбургских властей угостили подшефных подводников «Уральскими пельменями». / «Газпром трансгаз Екатеринбург» выбрал лучшего сварщика на Урале (ФОТО). Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».