AMP18+

Екатеринбург

/

«Паленый» спирт, прием цветмета и работа пилотом: с чего начинали уральские олигархи (ФОТО)

Сегодня, 26 мая, страна в очередной раз отметит День российского предпринимателя. В связи с этим реакция NDNews.ru предлагает читателям вспомнить, с чего начинали свое восхождение на бизнес-Олимп предприниматели Свердловской области.

Самый известный на Урале криминальный рейдер и олигарх Павел Федулев, мотающий сейчас срок за серию захватов предприятий и заказные убийства, сколотил свое первое состояние на продаже «левого» спирта. Как вспоминают бывшие сотрудники свердловской прокуратуры, хорошо знакомые с его биографией, «Паштет» начинал именно с бутлегерства, и только потом переключился на более серьезный бизнес. Хотя к началу перестройки мало кто мог представить, что этот парень с восемью классами образования и хулиганскими наклонностями превратится во «владельца заводов, газет, пароходов». В начале 90-х Федулев, как и другие участники преступных сообществ, зарабатывающих на рэкете и прочих неблаговидных делах, стал легализовывать свои капиталы. Он устремился на фондовый рынок в поисках акций подходящих компаний. Позже под его влияние попали такие предприятия, как Екатеринбургский мясокомбинат, Нижнетагильский металлургический комбинат, Качканарский горно-обогатительный комбинат, «Уралхиммаш», ряд гидролизных заводов, «Уральский завод бытовой техники», рынок «Оборонснабсбыт» и другие. Успел побывать Федулев и депутатом.

«Реставратор российской империи» Антон Баков начал свою карьеру в бизнесе в конце восьмидесятых годов с основания двух туристических компаний – «Кедр» и «Малахит». Поначалу Баков чартерами возил туристов из Польши, и в Польшу, после чего переориентировался на челноков. Так появился совместный бизнес с бывшим одноклассником Бакова Дмитрием Каменщиком. Инвестором в новый проект стали функционеры зарождающейся ОПС «Уралмаш». Коммерсанты учредили компанию «Истлайн», которая сконцентрировалась на челночной торговле с Китаем. В 1994 году Баков сконцентрируется на уральских проектах и продаст свою долю в компании Каменщику. В результате Каменщик станет по сути владельцем крупнейшего аэропорта страны – «Домодедово», долларовым миллиардером, а Баков займется реставрацией монархии в России.

Представители автомобильного бизнеса, как показывает история, прошли совершенно разные жизненные пути, добиваясь лидерских позиций в предпринимательской сфере. В частности, нынешний директор филиала ГК «Независимость» в Уральском регионе Константин Кудрявцев окончил в 1996 году Свердловский юридический институт, получив специальность «юрист» и с 2000 года сразу же стал работать в автобизнесе. Он постепенно поднимался по карьерной лестнице в дилерском центре «Автоленд», став его генеральным директором в 2008 году. С 2011 года компания стала работать под брендом Группа компаний «Независимость», и Кудрявцев стал руководить филиалом в нашем регионе.

В свою очередь генеральный директор автохолдинга «Оками» Вадим Менаджиев после окончания в 1991 году радиотехнического факультета УПИ сначала работал в Центре НТТМ «Автоматика». После этого он приблизился к «сахарным королям», начав трудиться в компании «Русский сахар», затем – в «Россахар», а с 1996 по 2002 год – в компании «Ростэп». Возглавил сеть автосалонов «Оками» Менаджиев в 2002 году.

Председатель Уральского банка Сбербанка России Владимир Черкашин не сразу устремился в банковскую сферу. После окончания УПИ он работал инженером, аспирантом и доцентом кафедры экономики и организации предприятий машиностроения инженерно-экономического факультета этого вуза. В 1992 году он стал сотрудником финансово-инвестиционной компании «Рикап», перед этим прошел стажировку в Высшей экономической школе «Bruno Leuschner» (Берлин). В конце 90-х дослужился до высших должностей в СКБ-банке, и в 2000-м стал руководить объединенным Уральским банком Сбербанка России.

Девелопер, владелец бизнес-центра «Высоцкий», директор магазина «Бабушкин комод» Андрей Гавриловский заканчивал Институт радиоэлектроники и информационных технологий – РТФ, УГТУ УПИ, свою трудовую деятельность начинал в середине 80-х мастером Свердловского приборостроительного завода.

Потом он стал секретарем комитета комсомола Свердловского приборостроительного завода. И в начале 90-х Гавриловский начинает развивать свой бизнес в сфере девелопмента.

Будущий владелец «Русской медной компании» Игорь Алтушкин начал с того, что в начале 1990-х открыл в области сеть пунктов приема лома цветмета у населения. Благодаря достижению договоренности о партнерстве с известным бизнесменом Искандером Махмудовым, главой «Уральской горно-металлургической компании», обеспечил себе рынок сбыта этого цветмета. В 1997 году основал компанию «Уралэлектромедь Вторцветмет», которая стала главным поставщиком лома для предприятия УГМК. В 2004 году Алтушкин создал «Русскую медную компанию», которая стала третьим по величине производителем меди в России.

Сергей Скуратов, генеральный директор АК «Уральские авиалинии», начал свою карьеру с работы летчиком гражданской авиации. После школы с отличием окончил Бугурусланское лётное училище (1967-1970). Профессиональный путь начал во 2-м Свердловском объединённом авиаотряде в должности второго пилота на самолёте Ан-2.. С 1975 года работал в Свердловском авиаотряде и прошёл все этапы карьерного пути пилота на воздушных судах АН-24, АН-26, ИЛ-18, ТУ-154, ИЛ-86. С 1987 года назначен на должность командира Свердловского объединенного авиаотряда. В 1993 году произошло разделение Свердловского авиаотряда на собственно авиакомпанию и аэропорт Кольцово. Когда началась приватизация акций авиакомпании, Сергей Скуратов в полной мере раскрыл свой предпринимательский талант, сумев консолидировать в своих руках контрольный пакет акций.

Известные уральские девелоперы Константин Погребинский и Игорь Заводовский (ООО «Малышева, 73») начинали тем, что переводили жилые помещения в нежилые. «Тогда это была очень востребованная услуга, – отмечает один из их знакомых, – в помещения бывших квартир въезжали офисы и маленькие магазинчики».

Теперь им принадлежат ТРЦ «Гринвич», ЖК «Кольцо Екатерины» и многие другие крупные объекты коммерческой и жилой недвижимости.

Вице-президент «Роснефти» Лариса Каланда – самая влиятельная женщина нефтегазовой отрасли, по мнению журнала «Forbes». Ее взлет начался с удачного знакомства в 1985 году. Каланда окончила Свердловский юридический институт, где параллельно завершал обучение на следственно-криминалистическом факультете ее муж Виктор Каланда нынешний первый замдиректора ФСКН РФ. После института ее муж поступает в органы КГБ и его карьера идет вверх. Если о жизни пары в восьмидесятых ничего не известно, то уже в середине девяностых Лариса Каланда становится заслуженным юристом России, а ее муж из в звании генерал-майора ФСБ поступает на работу в администрацию президента, где трудится сначала референтом управления по кадровым вопросам и государственным наградам и курирует вопросы назначения судей. Позже и вовсе Владимир Путин назначает его секретарем комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. Каланду считали едва ли не самым влиятельным человеком в судебном сообществе. И в конце же девяностых из тени мужа выходит и Лариса Каланда. В 1997-м году она неожиданно получает назначение на должность заместителя юридической службы ОАО «ТНК», а в 2003-м и вовсе становится вице-президентом ОАО «ТНК-BP менеджмент» по праву.

Екатеринбург, Максим Бородин, Игнат Бакин, Евгения Вирачева

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Фоторепортаж, Экономика,