Сегодня, 27 мая, поэту и музыканту Александру Башлачеву исполнилось бы 55 лет. И хоть он не родился в Свердловске, да и прожил здесь всего несколько лет, судьбу СашБаша все равно связывают с городом и свердловским рок-клубом. В Екатеринбурге недавно поставлен спектакль, прообразом главного героя которого стал музыкант, а на журфаке УрГУ до сих пор рассказывают про комнату, в которой некогда жил студент СашБаш. Правда, кто-то называет №201, кто-то – «легендарную 225-ю». Корреспонденты NDnews.ru в свое время жили в комнате Башлачева в общежитии №3 УрГУ и готовы поделиться своими воспоминаниями об их «времени колокольчиков».
Александр Башлачев родился в Череповце 27 мая 1960 года, и назвать его уральским музыкантом, конечно, нельзя. Но и вычеркнуть 5 лет жизни в Свердловске и учебы на журфаке УрГУ не получится. Память о Башлачеве в Екатеринбурге жила и, похоже, будет жить. Совсем скоро в Екатеринбурге выпустят обновленный после скандала спектакль, прообразом главного героя которого стал Башлачев – «СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад» зрители увидят 3 июня. А на журфаке ныне реформированного УрФУ до сих пор рассказывают о студенте Башлачеве, и его комнате в общаге – «трешке». И каждое новое поколение студентов, которые заселяются в общагу, так или иначе соприкасаются с историей – слушая легенды университета, воспоминания, передающиеся от одного курса другому. Сразу несколько сотрудников NDnews.ru, ранее и ныне работающих, жили в «легендарной» 225-й. И сегодня расскажут, что они знают про СашБаша и какие легенды ходили в их время.
Юлия Шатова:
«Башлачев жил в 201-й комнате общаги журфака на Большакова, 79. В начале 90-х в гости к уральским рокерам приезжали питерские и московские. Регулярно. И кроме выступлений и пьянок им нужно было что-то показывать. Типа достопримечательностей. С этим в Екатеринбурге всегда было негусто. Поэтому довольно распространенным стало паломничество подвыпивших рок-звезд «на место гибели Саши Башлачева», то есть к нам в общагу. Тащишься так по коридору в умывалку часов в 5 утра, а навстречу слоняется пьяный Шевчук (лидер группы ДДТ, – прим. NDnews.ru) и орет: «Почему так пахнет марихуаной?». Мои однокурсники однажды попытались извлечь пользу из такого визита «памяти Башлачева». Купили алкоголя, пригласили заезжих рок-звезд на «вечеринку» и стали для них петь-играть. Вердикт не порадовал. Уже упомянутый Шевчук практически сразу безапелляционно остановил выступление: «Ребята простите, ну очень уж вы х***во все это делаете». А вообще воспоминания о Башлачеве были весьма бытовые: скучный, депрессивный, пил, как сволочь… Пиетет появился сильно позже».
Ольга Тарасова:
«То, что в этой комнате жил «сам Александр Башлачев», я узнала чуть ли не в первый день в общаге. Я тогда понятия не имела, кто такой СашБаш. Зато после заселения в общагу Башлачев появился в жизни как поэт. Наряду с Борисом Рыжим, которого я примерно в тот же период открыла для себя. И до сих пор эти два имени неразрывно связаны для меня со Свердловском, который до сих пор иногда ощущается на некоторых улицах Екатеринбурга.
В общаге постоянно ходили споры – а жил ли Башлачев в знаменитой 25-й? Одни уверяли, что да, и даже квартирники тут проводил (что маловероятно) и якобы под 100 слоями обоев, наклеенных последующими поколениями студентов, можно еще обнаружить стену с автографами представителей свердловского рок-клуба разных лет. Другие уверяли, что СашБаш жил не в 25-й, рассчитанной минимум на 4 человека, а в отдельной клетушке в конце коридора, которая в наши времена уже использовалась как подсобка. Так или иначе, во времена проживания в общаге для нас, можно сказать, было нормой, когда в любое время суток открывается дверь и незнакомые люди спрашивают, здесь ли жил СашБаш? Кажется, приходили какие-то рокеры, поклонники, журналисты, желавшие снять фильм… А еще однажды Леонид Парфенов – большой друг Башлачева – приезжал на журфак, и соседка пригласила его прийти в нашу комнату. Он, кажется, даже обещал, но не пришел. В любом случае, все, кто жил когда-то в 25-й, волей или неволей сталкивались с незримым СашБашем. Например, студентка, которая заехала после нас, нарисовала огромный портрет Башлачева и повесила его у себя над кроватью».
Валентина Ярославцева:
«В знаменитой 225-й комнате в «трешке» я не жила, но часто ходила туда в гости к однокурсникам. Естественно, они меня сразу просветили, что здесь жил в свое время «тот самый» Башлачев. Вообще, имя рок-поэта как-то неразрывно было связано с моим студенчеством. Из моих знакомых почти все знали и любили творчество СашБаша, и поэтому историй о нем было хоть отбавляй. Однажды кто-то из преподавателей журфака рассказал забавную байку о том, как Башлачев вместе с друзьями поставил шуточный спектакль. Действие было очень простым: на сцене стоит стол, за которым сидит главный герой. Входит второй человек, герой его спрашивает: «Ты кто?». «Я – Пушкин», – отвечает гость. «Садись, Пушкин, выпьем». Заходит третий. «Ты кто?». «Я – Глинка». «Садись, Глинка, выпьем». И так по кругу, пока не закончились персонажи. Причем пили участники спектакля отнюдь не бутафорское вино. А еще студенты в общаге по собственной инициативе каждое 27 мая устраивали концерты памяти Башлачева. Иногда для этого даже не требовалось слушателей. Как-то раз к нам на второй этаж пришел парень с гитарой, устроился на подоконнике, зажег свечу и стал петь песни СашБаша. Так он отмечал день рождения любимого поэта. История повторялась два года подряд, а потом исполнитель куда-то пропал, может быть, окончил университет».
Игнат Бакин и Артем Воробей:
«И.Б.: С именем Башлачева у меня связана курьезная история, едва не обернувшаяся получением звания «главный гаденыш общаги». Попал я в нее вместе с моим студенческим товарищем Артемом Воробьем, который сейчас работает на одном из московских телеканалов. Мы оба поступили на факультет журналистики УрГУ в 2002 году и, как иногородние, заселились в общежитие на улице Большакова. Комендант определила нас в 225-ю комнату, и мы поднялись на второй этаж…
А.В.: Последнее ценное (кажется, это была полка из ДСП) старшекурсники успели вынести из 225-й за пару минут до того, как мы с Игнатом в нее зашли. То, что осталось внутри, даже не самым требовательным студентам казалось неликвидом: кривой стол, пустой облезлый шкаф, панцирные кровати, сиротливая лампочка под потолком, изрисованные стены.
И.Б.: Перед нами действительно открылась ужасающая картина. Вдобавок ко всему оконный проем вместе с грудой разбившегося стекла валялся на полу. По комнате гулял ветер, подхватывая из углов миазмы. Здесь же был небрежно брошен подозрительного цвета коричнево-желтый матрас. От обоев дурно пахло, словно они вобрали в себя результаты не одной студенческой попойки.
А.В.: В это время в общежитии заканчивали ремонт гости с юга. Мы нашли их прораба, дали 500 рублей (тогда это были еще деньги, к примеру, я месяц жил на 1800) и попросили убрать всю эту гадость со стен, покрасить потолок и так далее. Ремонт сделали за неделю.
Мы вошли в пустую, похожую на больничную палату, комнату. За спиной раздался сдавленный хрип, а потом поток брани. Это старшекурсники, те, что выносили из нашей комнаты остатки мебели, увидели, как преобразилась 225-я. Полчаса, а то и дольше, нам рассказывали, какие мы «…», что уничтожили неповторимую, историческую ауру комнаты, где жил рок-музыкант Башлачев. Если честно, кто такой Башлачев, что он учился в свое время на том же факультете журналистики УрГУ, мы не знали. Снятые таджиками, изодранные в труху обои оказались папирусом русского рока с автографами Гребенщикова, Кинчева, Шевчука…
И.Б.: В течение нескольких недель осени, пока с летних каникул в общежитие возвращались старшекурсники, нам неустанно вбивали в голову, что Башлачев – ключевая фигура и икона для поклонников русского рока. И мы, преобразившие 225-ю, – вандалы чистой воды. Но, если честно, до сих пор с трудом верится в то, что Башлачев действительно жил в этой комнате, а на снятых обоях были его росписи.
А.В.: Но старшекурсники нас в этом клятвенно убеждали, и предостерегали, что ауру из этой 225-й свежей побелкой и новыми обоями не вытравить. Что же, они оказались правы. Первый семестр первого курса моя память визуализирует как высокую, крутую адреналиновую волну. Большой город, ты предоставлен сам себе, новые люди, посиделки засветло, игры в мафию, пиво в пластике, жареная картошка с тушенкой под майонезной шубой – даже студенческое безденежье не казалось унизительным».
Ссылки по теме:
Спектакль про Башлачева, снятый со скандалом из репертуара ЦСД, восстановили под другим названием – «СашБаш» / Чтобы родственники не возмущались, из постановки убрали реальные имена >>>
Спектакль «Башлачев. Свердловск – Ленинград и назад» не будет участвовать в конкурсе «Золотая маска» / Его потребовали запретить родственники Башлачева >>>
«Башлачев. Свердловск-Ленинград и назад»: в Екатеринбурге поставили спектакль про культового поэта и музыканта (ВИДЕО) >>>
Последний концерт
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Игнат Бакин, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 27.05.15
Военные прокуроры заинтересовались перевозкой танка на тягаче из Екатеринбурга в Челябинск. / На Химмаше отключили горячую воду. / Два пьяных екатеринбуржца спрыгнули с моста в реку, один из них утонул. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, РИА «Новый День»