AMP18+

Екатеринбург

/

В Екатеринбурге построят «квадратный ананас» по проекту Нормана Фостера (ФОТО) Градсовет отнесся к проекту знаменитого архитектора без пиетета

image

Сегодня градостроительный совет Екатеринбурга собрался по уникальному поводу: впервые на Урале обсуждался проект одного из самых именитых архитектурных бюро в мире – «Foster + Partners», которое возглавляет сэр Норман Фостер – автор гонконгского аэропорта и моста «Миллениум» в Лондоне. Екатеринбург может стать первым городом в России, в котором проект этого автора будет действительно реализован. Однако, как выяснилось, многие уральские зодчие относятся к мэтру современной архитектуры без всякого пиетета, и даже уже успели придумать его зданию «народное» название.

image

Проект делового центра по заказу Русской медной компании презентовал представитель Нормана Фостера Джереми Ким. 12-этажное здание прямоугольной формы разместится на участке площадью 3125 кв. м на улице Горького, в пойме реки Исеть, и композиционно станет завершающей точкой улицы Радищева, которая сейчас упирается в берег реки. На улицы Горького и Гоголя здание будет выходить узким торцом, широким – на улицы Энгельса и Карла Маркса. Здание будет состоять из двухэтажных модулей, в каждом из которых будет по два офисных помещения – на 6 и 4 человека. Всего здание рассчитано на 400 сотрудников. При оформлении дизайна фасада авторы создали композиции элементов, по форме напоминающие кристаллы атома меди. Облицевать здание планируется нержавеющей сталью с медным оттенком. Под зданием построят трехъярусный подземный паркинг, наземной парковки не планируется.

image

Сухой доклад Джереми Кима немедленно вызвал у членов градсовета массу вопросов и пожеланий, в том числе – откровенно иронических. Так, бывший ректор УрГАХА Александр Стариков заявил, что проект, безусловно, имиджевый и очень дорогой, а раз так, то и стены надо облицевать не нержавейкой, а медным сплавом. «Иначе у вас не медная компания получится, а сталелитейная», – заметил он. Кроме того, Стариков упрекнул авторов за одинаковость северного и южного фасадов. По его мнению, существующий проект не учитывает холодные уральские зимы, и сотрудники, чьи кабинеты окажутся на северной стороне, будут все время мерзнуть.

image

Интерьеры будущего здания

Главу Екатеринбурга Евгения Ройзмана как дипломированного историка заинтересовала главным образом судьба расположенного поблизости старинного дома по адресу Горького, 61, и он выразил настойчивое пожелание его сохранить. Правда, представители застройщика к идее мэра отнеслись без энтузиазма: «Если это у вас памятник, то почему он в таком ужасном состоянии?». В итоге пожелание Ройзмана сохранить дом как «объект городской среды» было внесено в протокол.

Председателя градсовета Михаила Вяткина смутило отсутствие в проекте схемы ночной подсветки здания. На что представитель «Фостер и партнеры» ответил, что такова политика их бюро, и здание будет подсвечиваться «естественным путем», за счет света в кабинетах работающих допоздна сотрудников РМК. Вяткина, однако, такое решение не устроило, и он попросил застройщика подумать над решением этой задачи.

Дизайнер Владимир Каганович признался, что от проекта он не в восторге, но напомнил, что до сих пор ни один проект Нормана Фостера в России не был доведен до конца, а значит, у Екатеринбурга есть шанс в чем-то стать первым. «Только я не думаю, что кто-то из горожан уловит в решении фасада образ кристалла меди. Я уже знаю, как его будут называть в народе!» – заявил член совета, и сразу в нескольких концах зала прозвучало слово «ананас». «Квадратный», – добавил кто-то.

image

Фасад

Первый мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий как хозяйственник выразил уверенность, что запланированных 85 машиномест будет недостаточно. «Мы знаем, насколько богатая компания РМК, и какой доход у ее сотрудников, и сколько у них машин. Парковку, безусловно, необходимо увеличивать», – заявил Чернецкий.

На фоне критичных, но, в общем, доброжелательных замечаний неожиданно резко прозвучало выступление заведующего кафедрой градостроительства УралГАХА Сергея Санока. «Наверное, меня нужно выгнать из граждан нашего города, которым всем, как одному, необходим этот проект, но меня не убедили. Многим из вас есть что терять, работу или кресло, а мне как представителю высшей школы – нечего. Я часто спрашиваю своих студентов: какая архитектура позорит наш город? И, судя по их ответам, стеклянная архитектура утратила свою популярность. Я понимаю заказчика, который решил купить себе самое дорогое, что есть, но я не понимаю позицию города, который ведет себя как папуасы времен капитана Кука, которые готовы все отдать за стеклянную блестяшку. Мое мнение – отклонить», – заявил он.

image

Еще одно отличное от других мнение высказал бывший главный архитектор Свердловской области Григорий Мазаев, который предложил согласовать проект как есть и не допускать никаких изменений. «Я вот думаю, а нужны ли мои сомнения сэру Норману или он обойдется без них? Я вот думаю, что он и без них проживет. Так что если вы хотите иметь в городе объект Нормана Фостера, то принимайте его как есть, без всяких изменений», – подчеркнул Мазаев, однако тут же заслужил упрек от Михаила Вяткина: «Сэру Норману-то, конечно, по барабану, а вот заказчик обязан реагировать на замечания, потому что объект будет стоять в городе, так что не размахивайте шляпой и вносите предложения!». Тем не менее, Мазаев остался при своем, и только предложил выделить внутри здания место под общедоступный музей медного литья, коллекция которого имеется у РМК.

В итоге после бурной дискуссии проект был согласован с учетом прозвучавших замечаний. По словам Михаила Вяткина, заказчик настроен решительно и стремится приступить к строительству как можно раньше. Срок реализации проекта Вяткин оценил в три года.

Справка NDNews.ru. Норман Фостер – британский архитектор, основатель одного из самых известных в мире архитектурных бюро в стиле хайтек «Фостер и партнеры». Для российских заказчиков бюро Фостера сделало три проекта: башня «Россия» и жилой комплекс «Хрустальный остров» в Москве и небоскреб «Алмазная башня» в Ханты-Мансийске. Однако от всех этих проектов заказчики отказались во время экономического кризиса 2008-2009 года. В родном Лондоне одним из самых известных творений Фостера является небоскреб Мэри-Экс, который за характерную форму и цвет прозвали «огурцом».

Екатеринбург, Евгения Вирачева

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Недвижимость, Общество, Россия, Фоторепортаж, Экономика,