Завтра 26 января в Салехарде состоится аукцион по продаже 9,36 процента акций ОАО «Ямалтрансстрой» (бывшее объединение Минтранса СССР). Ямало-Ненецкое региональное отделение Российского фонда федерального имущества (РФФИ) выставило на аукцион государственный пакет акций этой компании.
Как сообщил «Новому Региону» начальник информационно-аналитического отдела Уральского межрегионального отделения РФФИ Станислав Ковалевский, на продажу выставлено 9181 именная обыкновенная акция (государственный регистрационный номер – 1-02-00698-F), что составляет 9,36% от уставного капитала. Общая номинальная стоимость акций составляет 91,81 тысячи рублей. Размер уставного капитала ЯТС составляет 980,71 тысячи рублей. Начальная цена пакета акций, выставленных на продажу, составляет 156 миллионов 898 тысяч 862 рубля. Аукционный шаг составляет один миллион рублей. По словам господина Ковалевского, стоимость госпакета завышена. «По закону, перед аукционом любые ценные бумаги проходят оценку. Для этого существует несколько методов, каждый из которых должен быть использован. Многое в этом процессе зависит от различных коэффициентов, снижающих или повышающих стоимость. Поэтому оценщики нередко ошибаются. Особенно, если они проводят оценку по документам, не выезжая на предприятие. То есть в данном случае, «Ямалтрансстрой» оценивался из Москвы. По их мнению, эта цена подходящая, однако мы считаем, что она высокая», – говорит Ковалевский.
Компания «Ямалтрансстрой», принадлежащая сегодня депутату Государственной думы ЯНАО Игорю Наку, является монопольным строителем на Ямале. Около 20 лет она ведет строительство стратегической государственной железной дороги «Обская – Бованенково», которая пока построена лишь наполовину (около 268 км). Эта дорога стремительно приходит в негодность – по соображениям безопасности движение на построенном участке уже ограничили до 10 километров в час. Скорее всего, именно «Ямалтрансстрою» будет поручено вести строительство транспортной магистрали (в которую входит и участок железной дороги «Обская – Бованенково») в рамках президентского проекта «Урал промышленный – Урал полярный». Исследовательская группа под руководством заместителя директора Российского института инвестиционного анализа Сергея Черкасова несколько месяцев изучала ситуацию в УрФО и в ноябре прошлого года обнародовала часть данных из своего доклада в администрацию президента об инвестиционных возможностях проекта «Урал промышленный – Урал полярный». В частности «группа Черкасова» заявила, что в условиях отсутствия конкурентной среды сам факт поручения выполнения столь крупного заказа компании-монополисту «Ямалтрансстрой», является противоречащим интересам государства. В отсутствии конкуренции расходование средств на строительство будет проконтролировать очень сложно.
По информации РФФИ, обязательства «Ямалтрансстроя», в том числе перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами, на 1 октября 2005 года составляют 887,882 миллиона рублей. В том числе: задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местным бюджетом – 81,944 миллиона рублей, государственными внебюджетными фондами – 32,501 миллиона рублей, задолженность перед персоналом – 13,170 миллиона рублей, другими кредиторами – 760,267 тысяч рублей. Каким образом накопились такие долги, не совсем понятно. ЯТС более 20-ти лет занимается строительством железной дороги «Полуночная – Обская» и освоил уже государственных денег в объеме эквивалентном сумме около 730 миллионов долларов США.
Исследователи «группы Черкасова» охарактеризовали существующую бизнес-концепцию владельцев «Ямалтрансстроя» на бованенковской стройке как откровенно коррупционную, так как их ежегодные доходы (около 25 млн. долларов по данным журнала «Профиль») прямо зависят от масштабности списаний строительных убытков на суровые погодные условия и особенности тундрового слоя. Согласно законам экономики, никаких рыночных механизмов формирования себестоимости и прибыли в такой ситуации, когда частный бизнесмен является монопольным получателем госзаказа, нет и быть не может.
В интервью газете «Тюменские известия» Нак заявил, что работа по строительству бованенковской дороги не закончится никогда, поскольку сразу после окончания строительных работ, «Ямалтрансстрой» будет заниматься ее реконструкцией. По словам Сергея Черкасова, как владелец монополии, осваивающей госзаказ «Газпрома», Нак имеет прямую выгоду от того, что построенная дорога тут же нуждается в реконструкции, в выделении новых средств. Он не заинтересован в сокращении этих расходов. Нак лично заинтересован в том, чтобы эта стройка длилась вечно. В этом порочность всей схемы. «Ни один инвестор не станет вкладывать свои средства в такие стройки. Вот почему мы настаиваем на пересмотре позиции «Газпрома» по «Ямалтрансстрою» – коррупционное (монопольное, неконкурентное) финансирование этой частной кампании должно быть прекращено, активы «Ямалтрансстроя» должны быть возвращены под контроль государства, и только это может стать реальной базой для привлечения инвесторов в проект «Урал промышленный – Урал полярный» под гарантии государства», – говорит господин Черкасов.
Назначив аукцион по продаже 9,36% акций «Яматрансстроя», принадлежащих государству, ямальские чиновники, тем не менее, не скрывают, что эта операция оказалась возможна именно потому, что продекларированные Кремлем решения о национализации формально до сих пор не дошли до самого Ямала. «Я также слышал, что администрация президента приняла решение национализировать ЯТС. Но механизм мне пока не ясен», – говорит и.о. начальника Ямало-Ненецкого отделения РФФИ Сергей Данюк.
Какие юридические или физические лица подали заявки на участие в торгах, неизвестно. Эта информация закрыта, – отметили в Уральском межрегиональном отделении РФФИ. Итоги аукциона будут известны 26 января после 11 часов.
Екатеринбург, Александр Шелл
Екатеринбург. Другие новости 25.01.06
В Челябинскую область прибыла комиссия Минобороны. / Подготовка к выборам-2008 начнется с Екатеринбурга. / В Конго разбился самолет с россиянами. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».