AMP18+

Екатеринбург

/

300% наценка на продукты стала нормой: как торговые сети наживаются в кризис (ИНФОГРАФИКА, ФОТО)

image

Стремительное удорожание продуктов питания в последнее время приобретает почти фантастические масштабы. Обыкновенный репчатый лук, продаваемый на овощебазе по 16 рублей за кило, в сетевых магазинах можно обнаружить с ценником в 99 рублей. И причина тому – отнюдь не пресловутые санкции или скачки валют.

Как передает корреспондент NDnews, на прошлой неделе Свердловскстат обнародовал свежие данные о стоимости минимального набора продуктов питания – на конец июня этот показатель составил 4027,8 рубля, повысившись с начала года на 15,8%. Цены растут невероятно быстрыми темпами, констатируют специалисты. Так, стоимость продовольственных товаров в январе-июне выросла на 12,1% (против 8% за аналогичный период прошлого года), непродовольственных – на 8,9% (за это же время 2014-го – всего на 2,5%%). Наибольший прирост цен – около 30% зафиксирован на оливковое масло, маргарин, молоко и рыбу. Также с начала года серьезно подорожал рис, консервы из говядины и свинины тушеной, шоколад и хлеб.

Принято считать, что всему виной – санкции в отношении России, дорогие импортные запчасти и сырье на фоне растущего курса доллара и евро, а также в целом крайне непростая экономическая ситуация в мире. Однако даже поверхностное изучение рынка показывает, что виновниками роста цен в солидной степени (а может даже в подавляющей) являются… ритейлеры. Именно розничные торговцы доводят ситуацию до того, что цены упираются в потолок. Агентство NDnews провело собственное расследование и было шокировано тем, как торговые точки формируют свои ценники.

«Дарагой, в других местах дэшевле нэт!»

Как театр начинается с вешалки, так и торговля продуктами берет свое начало на оптовой базе. В нашем случае отправной точкой журналистского расследования стала всем известная овощебаза №4, куда стекаются товары практически со всей России. Начиная общаться с местными дельцами, которые в подавляющем большинстве – гастарбайтеры из стран ближнего зарубежья, понимаешь, что озвученная первым делом стоимость продуктов далеко не всегда является окончательной. Ты имеешь полное право торговаться и сходиться в цене, устраивающей обе стороны, чем и любят пользоваться оптовики, представляющие сетевые магазины. Как говорят торговцы – «все должны оставаться довольными сделкой». Но, конечно, главный принцип овощебазы, время от времени звучащий из уст местных продавцов, такой: «Дарагой друк, в других местах дэшевле нэт!». По сути, так и есть – всегда и везде дешевле было закупаться на оптовых базах и рынках.

Наш случай – не исключение. Опрашивая торговцев, идем по списку самых обычных продуктов, которые постоянно используются на кухне. Итак, на четвертой овощебазе картофель в среднем стоит 25 рублей за килограмм (возится из Краснодара и Астрахани), лук (Волгоград) – 16 рублей (из Узбекистана дороже – 25 рублей), капуста (Киргизия или Оренбург) – от 13 до 15 рублей. Огурцы здесь можно купить за 13 рублей, помидоры идут по 35 рублей, болгарский перец – 32 рубля за килограмм, арбузы – по 16 рублей, кукуруза – 65 рублей за килограмм.

С первого взгляда, это обычные разумные цены, с которыми должны сталкиваться рядовые потребители. Но эти ценники видят в основном только ритейлеры и сами мигранты, которые на фурах возят из дальних краев овощи и фрукты в Екатеринбург. На деле же пока товар доходит до прилавка магазина, его стоимость вырастает в разы. И вот наглядное тому подтверждение.

«Мы работаем в условиях и трендах рынка»

После овощебазы корреспонденты NDnews наведались в известные сетевые магазины, ежедневно обслуживающие тысячи жителей Екатеринбурга. И были впечатлены разницей цен на одни те же товары. Вот, например, «Кировский» – огурцы здесь продаются по 42.90 рубля (вместо 13 рублей на оптовой базе), помидоры – за 84.90, картофель – по 39.90, а капуста белокочанная (свежий урожай) – по 25.90. Идем дальше: «Мегамарт» – лук по 77.70, «Перекресток» – помидоры по 94.90, лук – по 99.90 (!), картофель – по 60 рублей за килограмм, огурцы – по 34.90, перец болгарский – по 49.90.

image

Магазин «Перекресток»

image

Магазин «Магнит»

Не уступает конкурентам и «Магнит», продающий перец болгарский аж по 132 рубля (!), здесь же капуста свежая – 22.80, морковь – по 61.10 (на овощебазе ей «красная цена» – 25 рублей). К слову, в «Перекрестке» морковь стоит вовсе 69.90. По этой же цене помидоры продает «Монетка» (вместо 35 рублей на овощебазе, напомним), одновременно реализуя капусту по 19.90, огурцы – по 26.90 и свеклу по 45.90 (на овощебазе – 23 рубля).

image

Магазин «Монетка»

image

Магазин «Мегамарт»

На резонный вопрос NDnews о нюансах такой невероятной наценки, представитель одного из магазинов ответил лаконично: «мы работаем исключительно в условиях нынешнего рынка, в его трендах». Выходит, дикий русский продовольственный рынок диктует свои неписаные правила, по которым товар может вырасти в цене на 300 и 400 процентов всего за два километра от оптовой площадки до магазина. Причем, важный момент, – торговцы – мигранты на овощебазе сами предлагают услуги по доставке, беря сверху 1-2 рубля за килограмм товара. То есть тот же лук, если покупатель пожелает доставить его прямо к порогу магазина, будет стоить не 16 рублей, а 17. Каким же образом на прилавке торговой точки он уже стоит по 77 или 99 рублей?

image

Магазин «Магнит»

Производители: «мы сами в шоке от таких цен»

Еще один немаловажный момент. На Среднем Урале начался сбор урожая – так, в первую очередь с полей убирают сейчас скороспелые сорта капусты. Один из самых крупных производителей этой овощной культуры в регионе – ЗАО АПК «Белореченский», ежедневно отгружающее по 5-6 тонн урожая. При этом предприятие работает напрямую с ведущими сетевиками, исключая из цепочки продаж оптовые базы. Мы поинтересовались и выяснили, что отпускная оптовая цена на капусту у белоярских фермеров – 12 рублей за килограмм, а с доставкой до порога магазина в Екатеринбурге – 15 рублей. И магазины эти – «Монетка», «Кировский», «Перекресток» и «Мегамарт». Выходит, что даже на местные продукты, на доставку которых не нужно направлять собственный транспорт, эти торговые точки делают наценку минимум в 50%. Что же говорить тогда о товарах, которые закупаются в других регионах страны?

image

Магазин «Перекресток»

Приведем еще один наглядный пример неестественных цен на свердловскую продукцию. Так, в «Монетке» майонез ЕЖК «Домашний» (46% 453 грамма) продается по 53 рубля 50 копеек. А оптовая отпускная цена самого завода – 34 рубля 80 копеек (!). Майонез «Провансаль оливковый» на прилавке – 64.90, а на предприятии – 40.45 (!) рублей. Ритейлеры умудряются завышать ценник даже на социально значимые продукты, среди которых – хлебобулочные изделия. Так, та же «Монетка» торгует продукцией «Тагилхлеба» – хлеб «Подмосковный» идет по 21.50, «Дачный» – по 26 рублей. Между тем, на заводе NDnews сообщили, что «Подмосковный» продается магазинам максимум по 20 рублей, а «Дачный» – по 21 рублю.

image

Магазин «Мегамарт»

image

То же самое обстоит с мясной продукцией. Так, ОАО «Агрофирма Артемовский» реализует по оптовым ценам мясо птицы – 125 рублей за килограмм, а в магазинах Екатеринбурга этот же товар уже продается минимум по 160 рублей. Молоко предприятие отпускает по 35 рублей, а в торговых точках оно уже стоит минимум 67 рублей за литр.

И это лишь самые простые примеры дикого продовольственного рынка. «Мы сами в шоке от таких цен на нашу продукцию, за душу берет, когда видишь двукратное или троекратное увеличение стоимости. Мы цен на свою продукцию даже в условиях санкций и роста курса валют не поднимаем. Почему их стоимость растет в магазинах – совершенно непонятно, – подметил в разговоре с корр. NDnews руководитель одного из уральских предприятий-изготовителей. – При этом есть случаи, когда магазины вешают ценники на товар с указанием нашего предприятия, хотя где он в действительности был произведен – неизвестно. Ругаемся и требуем, чтобы его убрали».

Выходит, торговые сети попросту наживаются в кризис, понимая, что даже в непростые экономические времена граждане все равно будут покупать продовольствие. В свое оправдание они, конечно, могут ссылаться на дорогую логистику, дорожающую аренду торговых площадей или другие факторы рыночных отношений, влияющие на конечную стоимость продуктов, но простое журналистское расследование показало, что продукты по-прежнему можно покупать по низким ценам, посильным большей части населения.

image

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Инфографика, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Фоторепортаж, Экономика,