AMP18+

Екатеринбург

/

15 лет лагерей в Тавде – за что арестовали писателя, создавшего роман о президенте Тайваня и его жене с Уралмаша (ФОТО) Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XIX

image

NDnews продолжает спецпроект «Архивные дела», очередной выпуск которого посвящен необыкновенной связи президента Тайваня Цзян Цзинго с автором детективного цикла о сыщике Пронине – Льве Овалове. На этой неделе, 29 августа, исполняется ровно 110 лет со дня рождения писателя, однако не многие знают, что Овалов и Цзинго вместе жили и работали в Свердловске. Плодом их дружбы стала книга «Зина Демина», прообразами героев которой стали Цзян и его супруга – работница завода, ставшая первой леди Китайской республики. Как в эту историю оказалась замешана сестра Ленина, почему арестовали Овалова, и чем отличалась жизнь героев книги от их прототипов – в нашем материале.

image

Лейтмотив романа – жизнь Уралмашзавода

image

Как передает корреспондент NDnews, в 1937 году в Свердловске вышел роман «Зина Демина» (в некоторых изданиях – «Утренняя смена») Льва Овалова. Писатель, в последующем получивший широкую известность как автор детективных произведений о чекисте-контрразведчике майоре Пронине («Синие мечи», «Зимние каникулы», «Голубой ангел», «Медная пуговица» и другие), в своем творении рассказал о производственно-политической жизни завода и быте рядового рабочего. Специально для этого он приехал на ударную стройку индустриализации – знаменитый Уралмашинострой.

Герои романа «Зина Демина» – молодые уралмашевцы, списанные с натуры. Один из главных персонажей – китайский интеллигент, революционер Чжоу, приехавший в СССР. Отправляясь обратно в Китай, бороться за освобождение своей родины, юноша просит свою возлюбленную Зину Демину поехать с ним, но она отказывает ему в этом.

image

Произведение имело большой успех, однако мало кто знает, что реальная жизнь людей, ставших прототипами героев романа, сложилась совершенно иначе. В частности, Чжоу был списан с Цзян Цзинго – сына лидера национальной партии Китая – Гоминьдан – Чан Кайши, приехавшего в СССР учиться и работать. Проработав несколько лет на Уралмашзаводе, он действительно вернется в Китай, но быстро найдет там общий язык со своим отцом-националистом. А Зина Демина, прототипом которой выступила супруга Цзян Цзинго – рядовая заводчанка по имени Фаина Вахрева, уедет с ним, решив больше никогда не возвращаться в СССР. Позднее Цзян Цзинго станет президентом, а его жена – первой леди Тайваня. О других перипетиях их жизни речь пойдет дальше.

image

Цзян Цзинго –и Фаина Вахрева в Сочи. Фото из музея УЗТМ

Случайный «родственник» Ленина

image

Цзян Цзинго приехал в СССР 15-летним подростком в 1925 году. Он поселился у сестры Ленина, Анны Елизаровой-Ульяновой, фамилию которой «Елизаров» Цзян и взял. Дополнительно он переименовался в Николая, а отчество – Владимирович – стало еще больше подчеркивать его духовное родство с семьей пролетарского вождя.

Окончив Коммунистический университет трудящихся Востока имени Иосифа Сталина (КУТВ), Николай Елизаров направился в Казанское танковое училище, а потом – в Военно-политическую академию в Ленинграде. После этого он работал на заводе «Динамо» и в подмосковном колхозе.

А в 1932 году переехал в Свердловск – участвовать в строительстве Уралмашзавода. Поначалу, как рассказал NDnews научный сотрудник Музея истории Уралмашзавода Сергей Агеев, он числился помощником начальника механического цеха № 1 по социальным вопросам. При этом в его полномочия входила организация культмассовых мероприятий. Так, известно, что однажды он даже организовал встречу рабочих с композитором Сергеем Прокофьевым.

image

Однажды Цзян Цзинго организовал встречу рабочих с композитором Сергеем Прокофьевым

Позже Елизаров стал редактором заводской многотиражки «За тяжелое машиностроение». В это же время Елизаров познакомился с 17-летней Фаиной Вахревой, работавшей в первом цехе завода токарем, и вскоре женился на ней, сыграв интернациональную свадьбу.

image

По словам историков, Цзян Цзинго отличался ортодоксальностью взглядов и близко дружил с секретарем райкома Львом Авербахом (зять Бонч-Бруевича, племянник Свердлова и брат жены Ягоды). Возможно, именно дружба с опальным партийно-литературным функционером сыграла свою роль в последующем аресте Цзянь Цзинго, хотя куда вероятнее, что причина тут заключалась в его происхождении и событиях на его родине. Как известно, в 1927-ом началось противостояние коммунистов и националиста Чан Кайши. Цзянь Цзинго заявил тогда в «Правде» об отречении от отца, о принятии советского гражданства и о своей преданности делу коммунизма и ВКП(б) – в эту партию он со временем и вступил.

image

Однако в 1936-ом с началом репрессий Николай Елизаров, оставшийся без покровителей, которые уже были арестованы, написал письмо на имя вождя народов с просьбой разрешить ему вернуться на родину. Его немедленно выгнали с работы и лишили партийного билета. Колю стали вызывать в НКВД, «уточняли» биографию, припоминали связи с троцкистами. Несмотря на все личные достижения, в очередной момент разногласий между СССР и Чан Кайши, Елизарова арестовали – это произошло в 1937 году. Но вскоре, как только Гоминьдан и Москва вновь стали союзниками (Советское государство начало помогать Китаю отражать агрессию японцев, а Гоминьдан снова «подружился» с компартией), его освободили и отправили «от греха подальше» с семьей в Китай.

image

Фото музея УЗТМ

Вопреки пессимистичным ожиданиям, Чан Кайши тепло встретил сына, и воссоединившаяся семья повторно сыграла свадьбу Цзян Цзинго и Вахревой – уже по китайским традициям. Фаина стала Фанлян, «Чистая красавица», а «Коля Елизаров» навеки исчез. Об этом имени никто никогда не вспоминал.

После гражданской войны в Китае появилась Китайская Республика на острове Формоза (современный Тайвань), которой стал руководить Чан Кайши. Цзян Цзинго унаследовал от него власть в 1975 году и правил на Тайване до 1988 года. Соответственно, Фаина Вахрева из простой работницы завода превратилась в первую леди Тайваня.

image

Фото музея УЗТМ

Арест Льва Овалова и возвращение на Урал

image

Что касается известного писателя и литературного деятеля Льва Овалова (настоящее имя – Лев Сергеевич Шаповалов; 29 августа 1905 – 30 апреля 1997), то в первый раз в Свердловск он, по некоторым сведениям, приезжал как корреспондент «Комсомольской правды». По данным Арсения Замостьянова, составителя книги рассказов Льва Овалова, в столице Среднего Урала «писатель делил кров с сыном Чан Кайши, приехавшим в Советский Союз учиться и работать» (они жили в коммунальной квартире дома № 7 по улице Ильича). Товарищи неспроста оказались вместе – оба работали журналистами, Овалов, причем, уже руководил журналами «Вокруг света» и «Молодая гвардия». Выпустив в 1937 году роман «Зина Демина», Овалов вернулся в Москву, но через несколько лет ему пришлось вернуться на Урал.

5 июля 1941 года Лев Овалов был арестован по обвинению в разглашении секретных сведений. По словам кандидата филологических наук, доцент кафедры периодической печати Института гуманитарных наук и искусств УрФУ Рафаиля Исхакова, тогда писателю припомнили все: и его первую поэму «Стальной пропагандист», и «троцкистский» роман «Ловцы сомнений», и публикацию пастернаковского «Гамлета», и, конечно же, появившиеся первые «шпионские рассказы» о майоре Пронине.

Литературовед Евгений Перемышлев («Заочная ставка: Л. Овалов и майор Пронин (2006 г) – прим. NDnews) реконструирует диалог в тюрьме, где, содержался Лев Шаповалов. Ему вменялись в вину два состава преступления – разглашение государственной тайны и связь с иностранным гражданином.

Следователь: Гражданин Шаповалов, вы обвиняетесь в том, что предали гласности методы работы советской контрразведки в своей повести «Голубой ангел», опубликованной в журнале «Огонек» за нынешний год.

Л. Овалов: Это чудовищная ошибка. Ни разу в жизни и ни под каким предлогом я не разглашал никаких государственных или других тайн.

Следователь: Ваши моральные качества, гражданин Шаповалов, также как и ваши связи, хорошо известны следствию. Так, например, следствию известно, что вы долгое время общались с сыном отъявленного врага советского народа, гоминьдановского изменника Чан Кайши, который завербовал вас, чтобы вы вредили советской власти.

Л. Овалов: Не отрицаю, я действительно знаком с молодым китайским товарищем Чан Чингом (иное прочтение иероглифов Цзян Цзинго – прим. NDnews). Мы около года жили с ним в одной коммунальной квартире, когда я собирал в Свердловске материал для романа об Уралмаше. Роман этот вышел в свет под названием «Зина Демина». Если вы прочтете книгу, то увидите, что там действует молодой китайский коммунист, участвующий в строительстве большого советского завода на Урале. И мне нужен был именно такой прототип.

image

Цзян Цзинго на площади Уралмашзавода. Фото музея УЗТМ

Приговор суда был суров – 15 лет трудовых лагерей за антисоветскую «пропаганду и агитацию» по знаменитой 58-й статье. Так в 1942 году Овалов вернулся на Урал, где начал отбывать наказание в лагере под Верхней Тавдой. Его реабилитировали только в 1956 году, и он вернулся в Москву.

Вместо эпилога

Сегодня историки и литературоведы часто вступают в дискуссии о нюансах биографии Льва Овалова. Есть мнение, что официальная причина прибытия писателя на Средний Урал – сбор материала для романа про Уралмашзавод – была лишь прикрытием для его настоящей деятельности. По некоторым данным, Овалов был завербован советскими спецслужбами и в роли тайного агента вел скрытое наблюдение за иностранцами. Одним из таких объектов стал Цзян Цзинго. В пользу этой версии говорит тот факт, что писателю разрешали публиковать романы и повести, в которых раскрывались нюансы работы правоохранительных органов. Рядовому литератору во времена СССР вряд ли такое бы позволили.

Что касается Цзян Цзинго, то с ним тоже есть одна окутанная тайной шпионская история. В конце 20-го века в одной из отечественных газет было напечатано интервью с рассекреченным советским разведчиком Джорджем Блейком. Он рассказал о случае, когда англичане в Шанхае арестовали другого советского разведчика, работавшего вместе с Рихардом Зорге. Однако они не могли получить от него никаких сведений и передали его своим союзникам из Гоминьдана. Но и китайцы, как говорилось в статье, при всем своем умении выбивать из преступников информацию, ничего не добились. И тогда Чан Кайши предложил Москве обменять его на сына. По всей видимости, именно в рамках этой сделки Цзян Цзинго и удалось вырваться из сетей НКВД и вернуться на родину.

image

Фото музея УЗТМ

Стоит добавить, что с именем Цзян Цзинго связывают демократизацию тайваньского общества. Именно при нем состоялись экономические и политические реформы, которые позволили сделать невероятный рывок в постиндустриализм. Уважают его и за личную честность. Он жил в казенных домах, а всю зарплату отдавал своей жене Фаине, которая и вела хозяйство. После смерти мужа в 1988 году, у Фаины Вахревой ничего не оказалось – ни недвижимости, ни средств, поскольку все лишние деньги она отдавала на благотворительность. В 1989, 1991 и 1996-м умерли все ее сыновья. Фанлян пережила их всех (оставалась лишь дочь, жившая в США). Она умерла в декабре 2004 года в Тайбее, в ветеранском госпитале, ни разу после отъезда так и не посетив Урал…

image

Фото музея УЗТМ

Лев Овалов умер в апреле 1997 года. По его завещанию, останки писателя были кремированы, прах смешан с прахом его матери, хранившимся в семье, и развеян над водами канала имени Москвы возле его дачи.

image

Эту историю бережно хранят в музее Уралмашзавода

image

Китайские товарищи на уральском заводе-гиганте

image

Автограф Мао – им очень гордятся в музее

Ссылки по теме:

«Крысы»: история расцвета и заката «бешеной банды» братьев Коротковых (уникальные ФОТО, ВИДЕО 18+)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVIII >>>

Грамматические ошибки и «шпионаж»: за что репрессировали журналистов на Урале (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVII >>>

Таинственное исчезновение старцев и массовый заплыв уголовников в Исети – самые дерзкие и загадочные побеги из первых тюрем Екатеринбурга (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVI >>>

Разгром штаб-квартиры тайного сообщества большевиков во главе со Свердловым и тюремные фото Метенкова (ФОТО)/ Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XV >>>

«Занимались шпионажем в пользу Японии» – как в Свердловске расстреляли балерину и директора театра музкомедии (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XIV >>>

«Запертые в доме Севастьянова» или громкое дело гимназиста-убийцы (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XIII >>>

Первое заказное убийство на Урале – иностранному инженеру Осипу Меджеру проломили голову из-за 2 пудов золота / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XII >>>

«Чекисты выбрасывались из окон НКВД после пыток», – письмо силовиков из свердловской тюрьмы Сталину (ФОТО) / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XI >>>

«Расстрельные списки» Уральского повстанческого штаба / Как чекисты фабриковали дела – спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ X (ФОТО) >>>

Вездеход «Жук», падение на параде и любимый русский вальс – приключения маршала Жукова на Урале / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ IX >>>

Как разоблачали на Урале сбитого американского летчика-шпиона (ФОТО, ВИДЕО) / Воспоминания сотрудников КГБ, – спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VIII >>>

Неизвестный уральский автограф Максима Горького (ДОКУМЕНТ) / Спецпроект «Архивные дела» ко дню рождения писателя, ЧАСТЬ VII >>>

«Дела сегодняшних дней напоминают мне 37-й год», – интервью с подполковником ФСБ в отставке Владимиром Киеней (ФОТО) / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VI >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ V: дело Светы «Солнышко» (ФОТО) / Расследование убийства и изнасилования девочки, повергшие в шок уральцев >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ IV: «рисованная» статистика, «гламурные» следователи и освистанный Сорбонной Бастрыкин >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ III: самый молодой маньяк в истории СССР, пойманный на Уралмаше (ФОТО) >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ II: милиционеру, представленному к ордену посмертно, вручили награду лично (ФОТО) >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ I: зверское убийство еврейской семьи (ФОТО) / «Милицейский Гагарин», загадочные сокровища иудеев и лжечекисты >>>

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Урал, Культура, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Фоторепортаж, Архивные дела,