Проект «Урал промышленный – Урал полярный» хотят сделать государственной стройкой
Проект «Урал промышленный – Урал полярный» хотят превратить в государственную стройку. Госкомпании намерены вытеснять частный бизнес из стратегических государственных подрядов в тундре Ямала как «пережиток коррупции 90-х годов прошлого века».
Именно так один из высокопоставленных чиновников РАО «Газпром» в приватной беседе с корреспондентом «Нового Региона» охарактеризовал сложившуюся в последнее время непростую ситуацию вокруг ОАО «Ямалтрансстрой», частной компании-монополиста, осваивающей ежегодные миллиардные госсредства на строительстве железной дороги «Обская-Бованенково». Как известно, «Ямалтрансстрой» (контролируемое семьей бывшего директора Владимира Нака бывшее объединение Минтрансстроя СССР) и его собственники в последнее время стали жертвой многочисленных публичных обвинений в коррупции, основанием для которых стали очевидная затянутость во времени и запредельная дороговизна строительства упомянутой железной дороги. Внимание к «Ямалтрансстрою» и специфике северных строек в ЯНАО было привлечено после того, как президентом РФ Путиным на совещании в Челябинске летом 2005 года был одобрен глобальный инвестиционный проект строительства 2000-километрового транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный». Проект, продвигаемый полпредом президента по УрФО Петром Латышевым, предполагает увеличение ВВП страны на 40 процентов за счет коммерческого эффекта и роста активности товаропотоков между промышленными центрами Среднего Урала и богатейшими рудными и топливно-сырьевыми месторождениями Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Общая стоимость строительства – около 4 миллиардов евро, причем большую часть этих средств планируется привлечь на инвестиционной основе у российских и иностранных компаний.
Интерес к «Ямалтрансстрою» возник как раз потому, что стройка «Обская-Бованенково» является частью планируемого транспортного коридора. Тот факт, что за 20 лет «Ямалтрансстроем» освоено уже около миллиарда долларов США, а построено всего чуть больше половины этой 500-километровой дороги, – играет далеко не в пользу и самого проекта, и УрФО, и полпреда Латышева. Наиболее удручающим обстоятельством для потенциальных инвесторов стала информация о том, что недостроенная наполовину дорога уже стремительно приходит в негодность. Она требует реконструкции до такой степени, что скорость движения поездов по готовому участку в целях безопасности даже ограничена до 10 километров в час.
Причиной низких темпов работ, плохого качества трассы и высокой стоимости строительных работ специалисты считают «нерыночность» и откровенную коррупционность финансовой схемы строительства. Частная компания подрядчик, будучи монополистом, получает госсредства на освоение, не имея никакой адекватной рыночной зависимости от результатов работы, а «бумажная» себестоимость стройки, благодаря неконтролируемым списаниям «на условия Севера» и «весеннее размерзание грунтов», растет из года в год. Такие выводы, по имеющейся информации, были представлены в администрацию президента специальной исследовательской группой, созданной для анализа инвестиционных гарантий проекта «Урал промышленный – Урал полярный» по инициативе Дмитрия Медведева, бывшего главы администрации президента.
Отметим, что Медведев является сегодня не только первым вице-премьером правительства РФ, отвечающим за национальные проекты, но еще и председателем совета директоров «Газпрома» – главного заказчика бованенковской дороги. В декабре прошлого года в регионе появилась информация о том, что под реализацию проекта транспортного коридора «Ямалтрансстрой» будет национализирован – с целью обеспечения государством гарантий эффективности строительства будущим инвесторам «Урала промышленного». Как утверждали некоторые федеральные СМИ, «Дело Игоря Нака», нынешнего директора, владельца «Ямалтрансстроя» и руководителя фракции «Единой России» в Государственной Думе ЯНАО, уже было исследовано генеральной прокуратурой. Более того, оно было передано для ознакомления спикеру Госдумы, лидеру фракции «Единая Россия» и экс-министру МВД Борису Грызлову – Игорь Нак является руководителем ямальского регионального отделения партии. Как утверждают эксперты, столь серьезное внимание силовиков к процессу приватизации строительной монополии Ямала и освоения им миллиардных госсредств может закончиться для Игоря Нака не только потерей бизнеса, но и потерей свободы. По слухам, не на шутку обеспокоенный бизнесмен уже активно «обивает пороги» чиновничьих кабинетов в Москве, пытаясь договориться о «мирном» варианте передачи «Ямалтрансстроя» под контроль государства. Именно в столице страны г-н Нак провел последние две недели, сообщает корреспондент «Нового Региона»
В ходе кулуарных переговоров, утверждает источник в окружении Игоря Нака, стало очевидным, что у «Ямалтрансстроя» в части участия в проекте «Урал промышленный – Урал полярный» есть конкурент из числа государственных подрядчиков ОАО «Газпром». И именно этот конкурент, используя весьма значительный ресурс государственного лобби, стоит за активностью общественного внимания вокруг «Ямалтрансстроя». Как пояснил собеседник «Нового Региона» в «Газпроме», в нынешней ситуации преимущество государственных компаний, особенно в северных заказах, очевидно, поскольку на самом высоком уровне власти в стране взят курс на усиление роли государства в экономике. Именно поэтому в северных и сибирских территориях в ближайшее время практически всем частным компаниям предстоит выдержать «тест на чистоту бизнеса». И в этом смысле, «Ямалтрансстрой» – далеко не исключение.
Екатеринбург, Александр Никифоров
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».