Сегодня в Горном университете в рамках международного форума «XIV уральская горно-промышленная декада» научному и бизнес-сообществу был представлен сейсмический радар, разработанный в лаборатории на кафедре геофизики.
Установка представляет собой два ящичка из специального огнеупорного материала с множеством проводов. «Вообще разработка комплекса началась еще в 80-е, но предназначение ее было – поиск нефтегазовых месторождений, – рассказывает руководитель кафедры геофизики Уральского горного университета Владимир Писецкий. – Принцип работы аппарата – оценка напряжения деформированного состояния горного массива». Со временем лаборатория переориентировалась, и с 2010 начали выпускать аппаратуру сейсмического контроля. Сейчас здесь работает 12 человек, практически все – кандидаты наук.
Уникальность уральского сейсмического радара в том, что сбор и обработка данных идет по двум направлениям: пассивное – мониторинг треска горного массива, и активное – сканирование вибрации горных парод в ответ на действия ротора комбайна, роющего тоннель (аналог прибора УЗИ). Сам прогноз (обработку и выводы относительно реальной картины происходящего) невозможно сделать без специалистов. В Интерактивном центре мониторинга (при УГГУ) информация обрабатывается.
Главное, что информация об опасности поступает не позднее чем за сутки до прогнозируемых опасных событий. Установка проста в использовании – в шахте она идет сразу за буровой машиной, работает непрерывно, все данные пишутся на сервер, поступают одновременно в диспетчерскую шахты и в центр мониторинга. Определяемые уровни опасности – желтый, зеленый, красный. При красном сигнале срабатывает сигнал тревоги.
На 8 шахтах Кузбасса уже установлены системы сейсмического контроля, в том числе на печально знаменитой Распадской. Оборудование установили как раз после тех страшных событий. Даже под Донецком такой радар стоял в одной из шахт, но взрывом снарядов подстанция была разбита, а шахта затоплена, прибор погиб.
Самым серьезным проектом для нового прибора стала подготовка объектов в Сочи – радар отслеживал ситуацию при строительстве 8 тоннелей, из 6 аварий удалось предотвратить 4. Семидесятипроцентная точность прогноза – это очень хороший уровень для данной отрасли.
В России подобные установки разрабатывают еще в Москве и Санкт-Петербурге, но уральский прибор выигрывает тем, что может использовать активное направление поиска.
Екатеринбург, Таисья Юсупова, Семен Саливанчук
Екатеринбург. Другие новости 06.04.16
Нерадивые эвакуаторщики уронили Porsche Cayenne (ВИДЕО). / Открытие техцентра принесло «Уральским авиалиниям» победу в национальной премии «Крылья России-2015». / Скандал! Кадетский техникум «Рифей» восстал против нового директора. «Обучение хотят поставить на коммерческие рельсы». Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2016, РИА «Новый День»