Уральскому самогуру Санникову стало неинтересно «монастырствовать» в Качканаре Ему всего лишь нужна база, чтобы построить дирижабль «и к ядрене фене из этого города»
Похоже, что уральская буддийская община, которая себя называет буддийским монастырем Шад Тчуп Линг, не намерена надолго задерживаться в Свердловской области. Едва ли не главной целью общины, как это декларирует глава Шад Тчуп Линг Михаил Санников, является строительство дирижабля.
По крайне мере, такой вывод можно было сделать по итогам встречи Санникова с представителями Качканарского ГОКа. Напомним, что свой так называемый монастырь, осуществив фактический самозахват земли, Санников строит на горе Качканар. Здесь же, практически под строениями Шад Тчуп Линг, находится месторождение титаномагнетитовых руд, право (и обязанность) на разработку которых имеет ГОК. Представители комбината не раз информировали Санникова о необходимости покинуть территорию будущих разработок (находиться там будет попросту небезопасно), но самоназванный буддийский лама Санье Тензин Докшит, вот уже несколько лет игнорирует решения судов, призывы региональных органов власти, требования судебных приставов.
Свердловское руководство, учитывая общественный резонанс, вызванный противостоянием горняков с Докшитом, также попыталось договориться с неуступчивым самогуру. Еще в 2014 году зампредседателя свердловского кабмина Яков Силин провел два совещания, обязав Департамент лесного хозяйства области выделить псевдомонахам землю в другом месте, а ГОК попросили помочь им с переездом. Землю департамент выделил (в 3 километрах от действующего Шад Тчуп Линг на горе Мохнатка), горняки выразили готовность помочь со стройматериалами для нового «монастыря», с дорогой до места строительства и, в конечном итоге, с переездом общины.
Санников-Докшит вроде бы согласился воспользоваться любезно предоставленной помощью, но на деле за прошедшие два года «монахи» не предприняли ни малейших усилий для того, чтобы начать подготовку к строительству и последующему переезду.
Священные объекты
Между тем, как стало известно NDNews.ru, в ходе очередного раунда переговоров, который состоялся в конце прошлой недели, управляющий директор ГОКа Владислав Жуков и специалисты комбината (юристы, логисты, строители и т.д.) вновь попытались добиться от Санникова хоть какой-то конкретики относительно возведения комплекса для общины Шад Тчуп Линг на Мохнатке.
«Он выразил свое отношение к разговору примерно так: правительство области сказало, что надо обсуждать переезд, он обсуждает переезд. А что будет до и после переезда – кто разберет постройки, кто займется тем, что на новом месте пока даже вырубать лес нельзя, кто что-то построит из тех материалов, которые он просит и тех, которые перевезут, когда и как будут строить дорогу от старого «монастыря» до нового «монастыря» – ему безразлично», – сообщают источники, знакомые с деталями заседания.
Единственным, пожалуй, сколько-нибудь конструктивным итогом последних переговоров стало то, что Докшит признал: никакой сакральной ценности постройки Шад Тчуп Линг не представляют, и если будут возведены аналогичные новые, то старые будут не нужны. Напомним, ранее «монахи» настаивали на том, что часть объектов священны и их ни в коем случае нельзя передвигать.
Горняки не скрывали своего разочарования от очередной беспредметной встречи с самогуру.
«Конечно, мы можем дистанцироваться формально, и ждать пока госорганы исполнят закон, но все-таки мы пригласим тогда всю организацию (общину), посмотрим, что они скажут о переезде. Если их позиция будет такой же неясной, или они не хотят ничего предлагать, то это пустая трата времени. Нам нужно сориентироваться – в чем конкретно нужна помощь. Мы сегодня должны максимально конкретно разговаривать. Пусть даже в пятилетнем горизонте, но мы должны понимать алгоритм. Поэтому диалог по каждому направлению должен идти максимально конкретно», – заявил после беседы один из представителей ГОКа.
Дирижабль
Стоит однако отметить, что была одна тема, которую в ходе обсуждения проблем Шад Тчуп Линг Докшит-Санников поднимал с нескрываемым удовольствием. Это строительство буддийского дирижабля. Дело в том, что примерно в то же время, когда Яков Силин вместе с качканарским муниципалитетом и ГОКом пытались найти выход из сложившейся непростой ситуации, лидеру Шад Тчуп Линг предложили в подарок дирижабль.
Так в 2014 году «ламе» позвонила женщина, которая пообещала подарить монастырю дирижабль. Правда, как оказалось впоследствии, летального аппарата у него самой не было: она лишь хотела найти на фестивале воздухоплаванию в Подмосковье спонсора, который сделал бы буддистам такой подарок. Докшит, загоревшийся этой идеей, сперва расстроился, а потом взялся конструировать его сам, для того, чтобы, как заявлялось, бросать с летательного аппарата навозные бомбы на недругов. Затем «монахи» декларировали, что дирижабль им пригодиться для медитации, для того, чтобы уйти от преследования правоохранителей («вот придут приставы, а мы их сверху ручкой машем: привет, мы дома!» – пояснял Санников), для того, чтобы летать за границу (раз уж приставы как должнику запрещают), для того, чтобы поднимать стройматериалы на гору Качканар и так далее. Также часто менялись и сроки сдачи дирижабля в эксплуатацию – от 2 до 3-5 лет.
В ходе встречи с гоковцами Докшит вновь порадовал всех новостями про свой воздушный проект. Согласно последней информации, на строительство буддийского цеппелина понадобиться лет 20, а затем «лама» улетит путешествовать по небу. «Построить дирижабль и к ядренее фене из этого города (тут самогуру присвистнул и кивнул в сторону, по-видимому, Качканара). По конвенции от 46 года воздушное пространство никому не принадлежит», – продемонстрировал свое отношение к горным «монастырям» Санников. В данном контексте, кстати, становится понятным абсолютное равнодушие Шад Тчуп Линг и к строительству, и к переезду – к долгосрочному проекту «новый монастырь» в целом. Ему на самом деле нужна лишь временная база для строительства своего дирижабля, и где она будет располагаться – на Качканаре или на Мохнатке, по большому счету, – все равно. Просто на Мохнатке оно как-то хлопотнее.
Еще одной фразой, произнесенной на недавнем совещании с горняками, Санников также продемонстрировал свое отношение к помощникам из областного правительства. «Я много разных видел в жизни попугаев. И волнистых, и ара, разных. Но такого, как Яков Петрович (Силин) не видел. Все заладил: подберите достойное место, с переездом поможем. Подберите достойное место, с переездом поможем. Ну, я предложил Канарские острова. Не проканало», – пояснил Докшит выбор Мохнатки для строительства нового Шад Тчуп Линг, который строить он, совершенно очевидно, не собирается. Все ресурсы – на дирижабль.
Комментарий пресс-службы Качканарского ГОКа
Остается добавить, что на комбинате, похоже, судя по официальному комментарию пресс-службы предприятия, все же не теряют надежды на конструктивное разрешение проблем с «монахами».
«В Качканаре состоялась встреча Михаила Санникова и руководство КГОКа. Стороны обсудили 10 требований общины, которую М. Санников представляет на переговорах, о возможной помощи комбината в осуществлении переезда.
КГОК готов выделить транспорт для осуществления переезда, а также вывоза строительного и бытового мусора. Кроме того, комбинат готов выделить стройматериалы при условии предоставления проекта на строительство нового поселения с указанием конкретной номенклатуры необходимых материалов. Предприятие предоставит беспрепятственный въезд представителям общины через контрольно-пропускной пункт на период переезда.
Руководство КГОКа подчеркнуло, что требование Михаила Санникова о переносе границы разработки Собственно-Качканарского месторождения выполнить невозможно: КГОК, согласно условиям лицензии и положениям закона о недрах, обязан добыть все полезные ископаемые, содержащиеся в месторождении, иначе предприятию грозят штрафные санкции вплоть до отзыва лицензии. Внести корректировки в существующий проект разработки месторождения – не в компетенции КГОКа.
На совещании Михаилу Санникову продемонстрировали карту месторождения, из которой следует, что нынешние постройки общества не просто попадают в санитарно-защитную зону месторождения, а находятся в контуре карьера.
В ответ М. Санников предложил вообще не разрабатывать новое месторождение.
КГОК не может выполнить и требование М. Санникова об отмене судебного решения о сносе монастыря и заключении мирового соглашения, поскольку юридически эти вопросы находятся в зоне ответственности государственных властей и российского законодательства, а КГОК не является стороной в судебном разбирательстве.
Также М. Санников предъявил требование о строительстве двух дорог: от поселка Косья до нового участка, выделенного государственными властями общине в безвозмездное пользование, и от существующих построек до нового участка.
КГОК готов рассмотреть возможность оказания помощи в строительстве дороги, которая необходима для переезда, однако руководство предприятия отметило, что проектирование дорог требует оформления необходимой документации на землю, проведения инженерных изысканий, согласование проекта в государственных органах. Кроме того, необходимым условием строительства дорог является наличие их будущего собственника, который будет поддерживать дороги в надлежащем состоянии.
В ответ Михаил Санников пояснил, что собственником дорог и будущих построек должен стать не он, а община, а давать согласия на запуск работ по строительству от имени общины он не уполномочен.
Управляющий директор КГОКа Владислав Жуков: «Мы заинтересованы в цивилизованном решении проблемы. Но все стороны должны четко понимать спектр обязанностей и области компетенции и учитывать это в диалоге. Нельзя выставлять требования, не понимая, как и кем они будут реализованы», – сказано в официальном пресс-релизе ГОКа.
Екатеринбург, Святослав Булгарин
© 2016, РИА «Новый День»