российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Среда, 24 апреля 2024, 13:09 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Уралец строит частную школу для возрождения старинной деревни (ФОТО, ВИДЕО) «Отец перед смертью попросил»

Уникальный для Урала проект частной школы может быть реализован в старинной деревне, оказавшейся на грани исчезновения. Автор и инициатор «спасательной операции» для «малой родины» – потомственный дворянин Андрей Семенович Никонов. Он родился на Урале, учился в обычной школе. Окончил факультет космонавтики Московского авиационного института, работал в Центре дальней космической связи в Евпатории, руководил полетами. Получил дипломы еще двух вузов – МГУ и Финансовой академии при правительстве РФ. После развала СССР, когда космическая отрасль перестала кормить, создал свою первую компанию. Начал производить компоненты солнечных батарей. Построил для русской диаспоры школу в Египте, дом престарелых и поселок под Москвой. И после всего этого решил вернуться на родину – в Алапаевский район – с идеей возродить деревню предков, начав со строительства школы. О том, во сколько обойдется учреждение, в чем будет его особенность и какие препятствия строят областные власти – в нашем материале.

Из Африки – в уральскую глубинку

– Начнем, пожалуй, с главного вопроса – как пришли к мысли возродить деревню? Идея, скажем прямо, кажется несколько утопичной…

– Во-первых, здесь жили и работали мои предки. Прадед был первым директором детского дома в Нижнем Тагиле. Бабушка была главврачом больницы в селе Коптелово. Мама являлась учителем математики в школе. В 2001 году у меня умер отец, работавший директором завода в Алапаевске. Перед смертью он меня попросил: возроди нашу деревню Никонова. Раньше она была успешной, но в какой-то момент там закрыли школу, населенный пункт стал умирать. Сейчас там всего 15 дворов, и жители, в основном, переселенцы.

– «Проба пера» в деле создания школ, насколько я понимаю, состоялась в Египте?

– По работе с солнечными батареями я посетил несколько стран, в том числе, Египет. Оказалось, что там большая русская община в Хургаде. И появилась идея сделать школу. Потому что рядовой школьник не может в этой стране поступить в вуз – не хватает знаний, приходится доучиваться. И мы построили частную общеобразовательную школу с нуля, она уже седьмой год работает. Там обучается порядка 120 русских детей. Изучают русский, арабский, английский, есть много факультативов. Преподаватели – местные русские.

Ко мне пришло понимание, что настало время социального предпринимательства. Поэтому мной вдобавок был реализован проект поселка для очередников-афганцев, чернобыльцев в районе Шереметьево; еще был проект дома престарелых в Домодедово. За эти программы я получил премии губернатора Московской области.

Гонения уральских властей

– Хорошо, вы вернулись на малую родине, чем занялись первым делом?

– Поначалу устроился учителем математики в школу в Коптелово. Так сказать, осмотреться. В октябре 2014 года вышел указ губернатора о создании Уральской инженерной школы. Я тут же написал письмо Юрию Биктуганову (министр общего и профессионального образования Свердловской области, – прим. ред.), с предложением в рамках этой программы открыть площадку у нас в Коптелово, – на базе пустующего здания школы-интерната. Он спустил этот вопрос для проработки ректору Института развития и образования Оксане Грединой. Она приехала с комиссией к нам и с порога (а дело проходило в здании коптеловской школы) заняла враждебную позицию. Ссылалась на то, что есть проект создания школы в Верхней Синячихе на 1,5 тысячи человек и все финансы пойдут туда… Глава муниципалитета, который тоже присутствовал на встрече, встал на сторону Грединой. При этом речь о финансах даже не шла, средства мы готовы найти сами.

– Чиновники идею не поддержали…

– К сожалению. И если бы на этом все закончилось. Я думаю, директору коптеловской школы дали негласное указание любым способом от меня избавиться. И уволили с формулировкой «за неоднократное нарушение устава». А все потому, что я не ставил оценки ученикам. Дело в том, что знания у детей, конечно, слабые. По идее, я мог бы их завалить всех двойками. Но решил ввести безоценочную форму – по закону об образовании это возможно. Есть еще одна нестыковка – у меня нет педагогической категории, а потому я обязан работать по рабочим программам.

Я подал иск в суд и выиграл. Причем на суде выяснилось, что выговоры, на основании которых меня уволили, поддельные – выписаны задним числом и меня с ними не ознакомили. Так или иначе, меня уговорили не продолжать тяжбу, потому что если бы по решению суда меня восстановили в должности, началась бы прокурорская проверка. И вскрылись бы нелицеприятные факты, из-за которых школе было бы очень плохо. Я снял часть требований. И увольнение состоялось якобы по моему собственному желанию, мне выплатили все компенсации. В общем, это стало последней каплей, я окончательно уверился в том, что нужно строить свою школу, к тому же уже накопил необходимый опыт.

Концепция школы в деревне

– В чем суть идеи, каким вы видите учебное заведение?

– Основная концепция в том, что для возрождения деревни нужно сначала построить школу с качественным обучением. На первом этапе она мне видится как школа при круглогодичном детском лагере – по типу «Артека» или «Орленка», чтобы ребенок мог в течение учебного года приехать отдохнуть туда и одновременно – учиться. В Никонова, которая, между прочим, как и Коптелово, находится на туристическом Самоцветном кольце, хочется подобного – чтобы не было зависимости от учебного и неучебного сезона. Конечно, будет костяк местных детей, но к ним временами будут добавляться приезжие на какие-то программы. Грубо говоря, ребенок учится в Алапаевске, а на лето приезжает в Никонова отдыхать и получать знания.

– Как вы намереваетесь искать учителей?

– На самом деле, большого количества преподавателей не требуется. Здесь больше методисты нужны, чтобы организовывать очное и заочное обучение. Ведь мы берем на вооружение новые технологии. В современном мире доступ к информации не ограничен. Поэтому возможны удаленные уроки посредством видеосвязи. Даже с какими-то вузами – тем же УрФУ. Гораздо важнее, чтобы эти встречи с известными и уважаемыми учителями проводились периодически.

В то же время, что касается подбора учителей в саму школу, то мы возлагаем большие надежды на переселенцев, в том числе, на поиск людей по этнографическому признаку. Например, я кержак (группа русских старообрядцев, – прим. ред.) и, кажется, подобных мне найдется еще немало.

– Хорошо, а само по себе здание школы как будет выглядеть?

– Это будет деревянное строение – посередине храм, по обе стороны от которого расходятся корпуса. Выходит, это будет духовно-общеобразовательная школа, где учитель сродни священнику. Но, повторюсь, для меня главное – не само помещение, а учителя и методисты, которые должны стать авторитетами для детей. Советская либо русская педагогическая школа отличались тесным взаимодействием со школьниками. Учителя и дети жили одной жизнью. Это был единый коллектив. И надо это возрождать.

О ЕГЭ

– В нашем разговоре то и дело проскальзывает мысль об уровне образования. В современной России венцом обучения в школе является сдача ЕГЭ, который заявлен как процедура независимого контроля. Хочется понять вашу позицию на этот счет…

– ЕГЭ – это беда, которая перевернула саму концепцию образования. Изменились мотив и следствие. ЕГЭ – это не показатель уровня образования. Дети сегодня только и учатся для того, чтобы сдать этот экзамен. Что в результате происходит? Из-за того что падают проценты сдачи ЕГЭ год от года, в стране упрощаются программы. Сегодня для 9 класса основные задания на положительную оценку – это уровень шестого класса советского периода. Адекватный ребенок вообще может не учиться в школе и лишь методом размышлений сдать ЕГЭ.

– Как же вы планируете сосуществовать с этим «злом»? Вашей школе все равно придется проводить ЕГЭ, будучи влитой в имеющуюся систему образования.

– А ЕГЭ в нашей системе будет просто одним из экзаменов. Он никак не будет влиять на политику школы. Из-за того, что ребенок не сдал ЕГЭ, для учителя не будет никаких последствий. Потому что существуют другие индикаторы, позволяющие оценить качество образования.

Говоря о ЕГЭ, я часто перехожу на такое сравнение: у человек рана, огромная кровопотеря. И возникает вопрос, что делать: заняться переливанием крови или сначала перевязать рану. Наша система образования при наличии кровопотери занимается именно первым. Но ведь иссякнет поток донорской крови….

О будущем деревни с новой школой

– Подведем итог: на какой стадии сейчас идея создания частной школы в деревне?

– Слава богу, нас все-таки поддержала местная администрация, мы прошли процедуру выделения земли, взяли ее в долгосрочную аренду. В том месте, где и хотели, – на берегу реки у деревни Никонова. Сейчас выходим на строительство – заказали стены, крышу и другие элементы школы. Их производят рядом – в Нижней Синячихе. То есть мы еще поддержали местных коммерсантов.

Хотелось бы управиться за год – чтобы 1 сентября 2017 года учебное заведение открылось.

– Почем в уральской глубинке построить школу, каков бюджет проекта?

– По опыту Египта могу сказать, что тогда строительство с нуля учебного заведения нам обошлось в 500 тысяч долларов. Но там приходилось за все переплачивать, если честно. Надеюсь, на родной земле все выйдет дешевле.

– Как планируете в дальнейшем добиваться достижения глобальной цели – возрождения целой деревни? Для развития территории нужны какие-то рабочие места, которые смогут занимать выпускники…

– В Никонова уже есть конеферма. Здесь же можно развивать другие сферы деятельности. Можно заниматься лесом, строительными материалами, нетрадиционной медициной. Но самое большое количество рабочих мест дает социальная инфраструктура. Вопрос только в том, что в ней сейчас низкий уровень заработной платы. С этим надо как-то разбираться. Однако я надеюсь на таких энтузиастов, как я, для которых деньги не стоят на первом месте, но есть идеи. Я считаю, что качество жизни напрямую не связано с количеством денег. Деньги играют роль не тогда, когда ты их получаешь, а когда отдаешь. Необходимо, чтобы была возможность не заработать, а тратить. А потратить много куда можно – как раз на развитие деревни.

Екатеринбург, Игнат Бакин, Семен Саливанчук, Антон Гуськов

Екатеринбург. Другие новости 06.06.16

Бывший главбух Уставного суда объявляет голодовку – он обвиняет председателя суда в незаконном увольнении. / В Свердловской области возрождают практику студенческих десантов в деревни. Этой зимой был опробован «Снежный отряд». / В Екатеринбурге выбрали 12 лучших пьес для театра. Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2016, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках