Горняки Качканарского ГОКа отказались бастовать и выразили недоверие профсоюзным лидерам
Успешность так называемой «итальянской забастовки», начало которой на прошлой неделе объявил профсоюзный комитет Качканарского горно-обогатительного комбината, подвергается сомнению. Судя по комментариям в СМИ и социальных сетях, рабочие Качканарского ГОКа отказались участвовать в акции протеста и выразили вотум недоверия председателю местного профсоюза Анатолию Пьянкову. Некоторые все же пытаются «работать по-итальянски», но их деятельность в общей массе практически не заметна.
Итоги работы комбината за минувшие дни, выпускающего продукцию в полном объеме, подтверждают это. Ранее отказ от участия в итальянской забастовке (или, как ее называют в России, «Работе по правилам») публично высказали работники крупнейшего подразделения комбината – управления горного железнодорожного транспорта.
Руководство ГОКа в свою очередь приветствует инициативу «работы по правилам», но предупреждает, что не позволит «представителям профсоюзного комитета использовать правильное начинание для того, чтобы обманным путем вовлечь работников в решение своих политических задач перед выборами в профкоме и лишить заработка». Напомним, что возросшую в последнее время протестную активность Пьянкова на комбинате связывают с грядущими выборами нового председателя профсоюза. Как говорят сами рабочие, глава профсоюза явно очень хочет сохранить свой пост, который кроме всего прочего, еще и неплохо оплачивается – председатель данной общественной организации получает в разы больше, чем рядовые и даже самые высокооплачиваемые горняки. Якобы, для этого Пьянков и развивает сейчас бурную деятельность на ГОКе, агитируя рабочих бастовать в связи с гипотетическим сокращением зарплат.
Впрочем, полноценно бастовать Пьянков все же опасается – остановка производства точно ухудшит положение горняков, поэтому профсоюзный лидер и призывает гоковцев бастовать по-итальянски – то есть выполнять все правила и инструкции предусмотренные трудовыми нормативными актами. Правда, даже такую усеченную форму протеста рабочие не поддержали и предвыборную кампанию Пьянкова попросту проигнорировали.
Как сообщает газета «Качканарский четверг», горняки общаются с прессой и комментируют ход «забастовки»: «Я завтра пойду работать в четвертую смену УГЖДТ. Так вот! «Итальянить» я не буду, пусть сколько хотят уговаривают. Я не дурак – понимаю! Если я работаю «по правилам», это значит, я раньше работал «не по правилам» и меня уволить за это можно? Нет уж!» – говорит работник ГОКа Сергей.
По информации работника комбината, приближенного к руководству ЦХХ, никакой «итальянки» на рабочих местах сегодня нет: «Рабочие работают, как работали. Просто стали чаще высмеивать сложившуюся ситуацию. Шутят между собой: «Пойдем, «итальянка», работать», но на производительности это никак не сказалось». «Говорят, Пьянков с утра ездит по цехам и уговаривает народ «итальянить», никто не соглашается», – это тоже из звонка в редакцию.
Между тем, управляющий директор комбината Владислав Жуков выпустил обращение к горнякам:
«Уважаемые работники Качканарского горно-обогатительного комбината!
Вчера профсоюзный комитет комбината принял решение о том, что со 2 июня 2016 года все члены профсоюза обязуются выполнять свои трудовые обязанности в строгом соответствии со всеми правилами, инструкциями, требованиями охраны труда и промышленной безопасности, а также другими установочными документами компании.
Соблюдение требований безопасности при выполнении работ – один из ключевых приоритетов компании. В этой связи я приветствую любые действия профсоюзного комитета, направленные на усиление пропаганды охраны жизни и здоровья работников. Это шаги в верном направлении.
Вместе с тем, хочу предостеречь тех работников, которые под видом надлежащего исполнения своих служебных обязанностей предпримут попытки саботажа и начнут препятствовать слаженной работе производственных подразделений комбината: подобных проявлений мы не допустим! Мы не позволим представителям профсоюзного комитета использовать правильное начинание для того, чтобы обманным путем вовлечь работников в решение своих политических задач перед выборами в профкоме и лишить заработка.
Обращаю внимание всех работников комбината: ответственность за любые нарушения режима, правил и норм остается полной и индивидуальной. Никакие решения профсоюзного комитета не будут являться оправданием неправового уклонения от производственных обязанностей.
Я открыт для обратной связи с каждым из вас, включая личные встречи. С уважением, Управляющий директор Евраз КГОК Владислав Жуков».
Дозвониться до председателя профкома Анатолия Пьянкова, который инициировал «итальянку», журналистам газеты КЧ не удалось.
Стоит также отметить, что провалу «итальянской забастовки» на ГОКе предшествовала довольно характерная встреча Пьянкова с трудящимися одного из цехов комбината. Приведем несколько цитат с этого занимательного собрания, опубликованные в «Качканарском четверге»:
«Пьянков: Откуда образовалась невысокая зарплата?...
Рабочий1: А у вас какая зарплата? – кто-то выкрикивает из зала.
Пьянков (удивленно): У меня? Две с половиной на среднюю умножай. Уральский коэффициент, плюс премия. Я никогда не скрываю своей зарплаты.
Тот же рабочий: Двести тысяч в месяц?
Пьянков: Меньше. Посчитай, я же тебе сказал.
Рабочий2: А сколько ваша зарплата? Сто пятьдесят? Сто девяносто девять?
Пьянков: Вы желаете на мое место?
Рабочий2: Мы желаем другого на ваше место…
Рабочий3: Хочу пройтись немного по истории. В 2007 году, когда была забастовка, мы за эту забастовку не получили даже «спасибо». Бастовали только мы одни. Среди экскаваторщиков только один нашелся, но он теперь на пенсии. Все остальные экскаваторщики не отказались грузить. А говорят, что бастовали все. В 2013 году вы к нам пришли, мы вас спросили: «Бастовать все будут или только мы опять?». Вы нам сказали, что бастовать будут все. Я прихожу на работу, еду к экскаватору и меня начинают грузить. Причем грузить он начал с такой скоростью, будто в первый раз меня увидел. Я ему через окно говорю: «Ты про забастовку то слышал?». Он мне: «Нууу, слышал...».
Пьянков: Ты предлагаешь мне самому садиться за экскаватор и работать по правилам?
Рабочий3: Я это к тому, зачем вы нас подставили в 2013 году?
Пьянков: Не знаю даже, как комментировать эти глупости...
Рабочий3: Это не глупости! Это обида лично на Пьянкова от нашего цеха!
Рабочий4: И мы понимаем, что подставимся снова мы. Остальные нас не поддержат, и никто нас не защитит. Мы это четко понимаем!
Рабочий5: Мужики, я скажу одно, мы ходили на собрание, с управляющим встречались. В рудоуправлении, в АТЦ, в УРОКе, на фабрике были. В общем, слов поддержки об «итальянке» я там не услышал. Ни от кого. В АТЦ привели одних инженеров, которые отмолчались. В рудоуправлении только Габбас повозмущался, с ним еще некоторые повозмущались, но никто не собирается нас поддерживать. Это в очередной раз будет сделано на наших плечах. Все будут хлопать, а нам будут под зад пинать.
Один из представителей профсоюза: Говорить можно еще долго, но, к сожалению, время наше вышло.
Рабочие: Но мы еще не договорили! – возмущается зал.
Пьянков (поспешно покидая зал): Приходите в кабинет ко мне, поговорим».
В комментариях к сообщениям на сайте местной газеты, читатели тоже активно выражают свое отношение к лидерам профкома и к акции протеста, рассказывают о происходящем в цехах и подтверждают, что поддержали итальянку буквально единицы, причем, только в двух подразделениях.
Гена: Ни итальянки ни полной остановки (забастовки ) не будет!!! профсоюз уже не что не значит а вот ипотека и кредиты у работников вот они значат: профком только пусть мат помощь 700р дает и все! если честно? то мы просто кормим лидеров профсоюза!
Фабрикант: Никто ситуации по комбинату не выкладывает, я поделюсь. Предыдущие две смены замедлялись экскаваторы в карьерах. 1-2 периодически встают на внеплановый ремонт. Остальные ломаться не хотят. Где-то половина бригад поддерживает замедление. У белазников поддерживают единицы, остальные работают со стандартной скоростью. Железнодорожники итальянить не стали. Фабрики работают как всегда. Как сужу по разговорам, в первые дни то же самое было.
Марина: Пьянкову хорошо за свои 250 в месяц людей дергать. Ему конечно другой работы не надо. Ему надо эту сохранить. Только почему за счет других это делать надо? Надо ему и так его выберем так как больше некого.
Качканар, Святослав Булгарин
© 2016, РИА «Новый День»