Чернецкий: «Инженеров на Урале будут готовить к творческой и самостоятельной работе»
Реформа образования на Урале и поправки в законодательство, которые готовят парламентарии от региона, должна принести пользу промышленным предприятиям Свердловской области. Упор сделают на подготовку инженерных кадров, в том числе – на готовность их к самостоятельной и творческой работе.
Как рассказал сенатор Аркадий Чернецкий, реформа идет с двух сторон – в УрФУ, где готовят основные инженерные кадры для уральских промпредприятий, и со стороны Совфеда, который подготовил законопроект об инженерном образовании в России. «Несколько лет назад была принята новая стратегия образования в стране. Чтобы российские университеты заняли достойное место в мировой системе образования. Не только по вопросам, связанным с образованием – образование, которое в наших университетах было, всегда было на неплохом уровне, но университеты во всем мире являются точками роста научных исследований. Суть «УрФУ 2.0» в том, чтобы органично соединить учебный и научно-изыскательский процесс. Это важно, если мы хотим войти в десятку лучших университетов страны и претендовать на высокое место во всемирном рейтинге. Выделяются основные направления, по которым сегодня существует база, чтобы университет занимал конкурентоспособные позиции. Раньше это были факультеты, сегодня – институты, но не все в равной степени имеют возможности для научных изысканий. У разных подразделений разные результаты этих изысканий. Чтобы поддержать те направления, которые наилучшим образом вписываются в реалии, дают импульс развития науки, было решено направить на эти направления определенные ресурсы. Чтобы организационно подкрепить эту идею, были выделены на конкурсной основе три стратегических академических единицы (САЕ), которые будут получать в первую очередь финансовую поддержку в достаточном объеме, чтобы поддерживать уровень исследований на высоком уровне», – сказал сенатор.
По его словам, продолжится и тенденция развития самостоятельного образования. «Разделение бакалавриата и магистратуры предыдущей реформой позволяет готовить разных специалистов разного уровня, с разной направленностью с точки зрения применения в народном хозяйстве и науке. Поэтому и с организационной стороны требуется изменение учебного процесса, занятость педагогического персонала и самозанятость – это дает возможность получать современное качественное образование, – подчеркнул Аркадий Чернецкий. – Одно из новых САЕ – инженерное дело, будет базироваться на основе металлургического и машиностроительного институтов. Это в наибольшей степени связано с инженерной деятельностью. Сегодня нужда в квалифицированных инженерах высока», – сказал Чернецкий.
Однако, по его словам, только диплома инженера недостаточно для того, чтобы стать профессионалом. «Окончание института не дает полноценной практики в инженерной деятельности. К самостоятельной, творческой работе он не совсем готов. Ему в плане профессионального роста нужен еще период – это уже не вузовское образование, это профессиональное, личностное образование, возможность получить общественное признание и признание профессионального сообщества за практику конкретной работы на производстве. Поэтому мы готовим проект закона об инженерах. Это мировая практика. Подтверждение квалификации должно давать возможности для открытия своего дела, возможности принять ответственность за свои проектные наработки, давать признание профессионального сообщества и дополнительные права и обязанности. Любой инженер, проектируя ту или иную конструкцию, отвечает за ее работоспособность и безопасность. На ПМЭФ Владимир Путин говорил об инновационном характере нашего производства, о том, что мы называем импортозамещением, что нужно производить продукцию, которая будет конкурировать с лучшими мировыми брендами, о развитии малого и среднего бизнеса. Но симбиоз крупного предприятия и малых не может быть возможным без инженерных кадров», – подытожил он.
Екатеринбург, Елена Сычева
© 2016, РИА «Новый День»