На борьбу с поддельными полисами ОСАГО бросают бланки в розовых тонах Нововведения вступают в силу 1 июля
1 июля этого года в России стартует тотальная замена полисов ОСАГО. По мнению страховщиков, это единственный способ очистить рынок от наводнивших его подделок, реализуемых по бросовым ценам на фоне почти двукратного увеличения стоимости «автогражданки». Снижать тарифы страховые компании при этом не намерены – вместо этого они предлагают автомобилистам стать пешеходами.
Как передает корреспондент NDNews.ru, с 1 июля полис обязательного автострахования (ОСАГО) изменит свой вид и цвет. Нынешний зеленый оттенок будет заменен на розово-желтый. В новом полисе будет содержаться информация о коэффициенте бонус-малус (учитывает аварийность), а также приведена формула расчета страховой премии. Кроме того, бланк теперь будет содержать металлические нити и QR-код, по которому будет доступна информация о договоре и сроках его действия. Наличие QR-кода будет дополнительной защитой от мошенников, которые предлагают подделки ОСАГО.
Сегодня на пресс-конференции в Екатеринбурге руководитель представительства РСА в УрФО Вячеслав Тарасов заявил, что у преступников уйдет около двух лет на повторение сложной защиты нового полиса и изготовление поддельных бланков в промышленных масштабах – такой прогноз дают специалисты Гознака. По его словам, именно борьба с фальшивками на рынке автострахования – основная причина масштабной замены бланков. В настоящее время, по оценкам специалистов, у российских автомобилистов на руках от 1 до 3 миллионов поддельных полисов «автогражданки» (из порядка 45 млн). Они дешевле настоящих – около 1,5 тысяч рублей при средней цене полиса по стране 6 тысяч рублей, однако выплаты по ним не производятся.
Замена полисов ОСАГО на более защищенные произойдет постепенно – по мере истечения старых договоров. При этом бланк можно будет поменять и раньше, если автовладелец сам того захочет.
Ранее в Российском союзе автостраховщиков (РСА) говорили про «одномоментную» замену всех бланков, имеющихся на руках у граждан. Но после того как эту идею раскритиковали в ЦБ и Минфине, страховщики отказались от нее.
«Старые бланки будут легитимны до окончания срока их действия. Причем с 1 июля некоторые страховые компании будут продолжать выдавать и старые бланки, которые у них еще остаются в запасе. Но с 1 сентября (после окончания так называемого «трехмесячного переходного периода») будут оформляться только полисы нового образца. И самое главное – новые полисы, это не новые тарифы. Стоимость ОСАГО остается прежней», – уточнил Тарасов.
Проект по замене бланков полисов реализуется компаниями, работающими на рынке ОСАГО, за их счет. Страховщики по собственной инициативе идут на дополнительные финансовые затраты, надеясь снизить возросшую активность мошенников, неоднократно отметил сегодня на встрече с журналистами господин Тарасов. Стоит отметить, что массовое распространение фальшивок началось после почти двукратного повышения тарифов на «автогражданку» в 2014-2015 годах (осенью 2014-го тариф был увеличен на 30%, весной 2015-го его подняли еще на 40%, расширив тарифный коридор до 20%)
По сути, проблему фальсификата на рынке автострахования усугубляли сами страховщики и регулятор. Тарифы были подняты в условиях ухудшающейся экономической ситуации. Некоторые эксперты считают, что ЦБ пошел на поводу у страхового лобби, которое искусственно создало на рынке проблемы, чтобы подтолкнуть власти к «выгодному решению» – повышению базовых тарифов за счет граждан, которые и так уже столкнулись с падением реальных доходов. После чего логично было предположить, что спрос на дешевые поддельные полисы только вырастет.
В РСА отчасти не скрывают, что удорожание ОСАГО привело к оттоку клиентов в «серый сектор». Однако в организации считают, что повышение тарифов – это все-таки вынужденная мера. «Посмотрите, на каких машинах ездят россияне! Автопарк на 85% состоит из иномарок. И чтобы восстановить после ДТП автомобиль, необходимы затраты. Поднимается планка по жизни и здоровью – до 500 тысяч рублей, до 400 тысяч – по «железу». Поэтому стоимость полисов ОСАГО была увеличена обоснованно. И, в конце концов, люди что, перестали страховаться? Нет. У них находятся деньги и на бензин. Может быть тем, кто не доволен, просто не ездить и не создавать проблем на дороге?» – предложил Тарасов.
Екатеринбург, Игнат Бакин
© 2016, РИА «Новый День»