По традиции, одной из ключевых тем на Иннопроме, стало обсуждение smart-cities. Как и год назад, оказалось, что практика внедрения «умных» технологий в России сильно отличается от того, что делается в Европе и даже в Африке, где smart-cities – это комплексный подход к решению глобальных проблем, а не «латание дыр», привычное для России.
Как передает корреспондент NDNews.ru, говоря об умных городах, как правило, в России имеют в виду внедрение энергоэффективных технологий в ЖКХ, в сфере строительства и транспорта. При этом, как говорят эксперты, в России нет ни одного примера, где бы вопросы неразумного расходования ресурсов, неудобств для их потребителей, были бы закрыты полностью. Частные примеры есть – новый район в Санкт-Петербурге, Иннополис в Казани, в какой-то степени даже екатеринбургский микрорайон Академический. Везде применяют smart-технологии, позволяющие и экономить деньги, и сделать территорию удобной для ее жителей, но иностранные эксперты сравнивают это с заплатками. Необходим, как это ни банально звучит, комплексный подход. Берлинский архитектор и урбанист Дэниэл Дендр сравнил нынешние попытки большинства муниципалитетов внедрять умные технологии с переоснасткой «Хаммера», автомобиля с огромным расходом топлива, который сложно назвать «умным». «Это все равно, что добавить к этой машине полку для мотоцикла, а потом еще ветряную батарею. Но из этого не получится чего-то умного. То же самое с городами. Добавляя какие-то отдельные «умные штуки» к существующей инфраструктуре, мы не сделаем наши города умными. Надо комплексно решать проблемы городов», – сказал эксперт.
По его словам, существует несколько глобальных проблем, которые придется решать с помощью smart-cities технологий. Во-первых, прирост населения. «Через 20-30 лет численность населения Земли увеличится на 2,5 млрд человек. И, например, в Индии придется построить 70 Екатеринбургов, чтобы разместить всех людей. Времени мало, поэтому нужны умные технологии, иначе мы ничего не добьемся», – подчеркнул Дэниэл Дендр.
Еще одна проблема – глобальное потепление, вызванное выбросами СО2 – не только от промпредприятий и транспорта, но и от жилых домов. «Многие отрицают глобальное потепление, но просто сравните, какую одежду мы носим, – пошутил он. – Если серьезно, то только за последнее время в Европе умерли 4 тысячи человек из-за жары в городах. Поэтому проблему надо решать. Особенно в таких милых и любимых, но пока совсем не умных городах, как Париж».
В пример он привел создание российской индустриальной зоны в Порт-Саиде, которая включает в себя не только промышленные территории, но и технополис, построенный с учетом резкого африканского климата. «Мы создали генплан, используя стандартную городскую сетку. Но мы учли, что летом ветер дует там почти всегда в одном направлении. И мы стали вращать эту сетку так, чтобы использовать естественное климатическое явление для охлаждения застройки. Заметьте, это нулевая инвестиция, она вообще ничего нам не стоила. Потом мы еще подумали – и переместили застройку поближе к морю, чтобы в нее поступал свежий воздух, но поставили блоки для холодного ветра, который дует зимой с воды», – рассказал Дэниэл Дендр.
По его словам, важно не просто использовать энергоэффективные технологии, но и находить для них правильные точки приложения. «Если мы поставим солнечные батареи в Сахаре, мы не получим никакой выгоды, хотя солнца там много. Но если мы поставим их на здании, мы сможем комбинировать позитивный эффект – они будут не только накапливать энергию, но и служить тентом, создавая 40% естественного затенения по всему фасаду. Или можно то же самое сделать с парковкой, чтобы машины не нагревались на стоянке», – привел пример урбанист.
В России, увы, проблемы комплексного внедрения умных технологий разбиваются сразу о несколько проблем. Первая – отсутствие законодательной базы. Да, законы, призванные повышать энергоэффективность, принимаются, например, к таким можно отнести исправленный ФЗ о переработке отходов. Но их пока слишком мало. девелоперы указывают на то, что дифференциального подхода для тех, кто внедряет более дорогие на этапе их появления (но позволяющие экономить в процессе эксплуатации) технологии, не имеет никаких преференций перед теми, кто строит по устаревшим нормативам. «Зачем девелоперам быть умными? С одной стороны, под воздействием регулятора, например, в Москве уже появляются законодательные инициативы, которые позволяют отказаться от строительных пережитков советского прошлого, которые даже не пахнут эффективностью. С другой стороны, то, чего у нас пока нет, но к чему мы придем, это интерес потребителя в энергоэффективных домах. В свое время в Швеции меня удивило, что в объявлениях о продаже жилой недвижимости указывается не одна цена, а две – первая стоимость самих квадратных метров, а вторая – затраты на содержание. У нас пока они не настолько высоки, но мы к этому придем рано или поздно, и это будет заставлять девелоперов повышать энергоэффективность», – рассказал представитель строительной компании «Старт-девелопмент» Константин Ковалев.
Еще одна сложность – отсутствие инициатора. «В России почти нет людей, которые понимают, что такое умный город. Поэтому это трудно внедрять внутри муниципалитетов. К тому же сказывается разрозненность акторов – есть городские власти, есть службы благоустройства, есть частные управляющие компании, есть ресурсоснабжающие компании, есть потребители. И синхронизировать их активности сложно. Только получив общую платформу для работы, они смогут чего-то добиться. Рабочая группа, которая занималась разработкой дорожной карты по внедрению технологий умных городов, выступила с инициативой внесения поправок в закон о государственно-частном партнерстве, который пока касается только создания недвижимости и инфраструктуры, чтобы ГЧП распространялось и на информационные системы, которые необходимы для создания умных городов», – отметил директор ФРИИ Кирилл Варламов.
Но, как отметил заместитель руководителя экспертного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ Артем Седов, для создания умных городов требуется только 30% ICT-технологий, остальное можно решить с помощью управленческих решений. «Надо ответить на вопрос – какой запрос образуется у людей к умному городу? И здесь можно обратиться к пяти чувствам. Чтобы решить проблемы рекламы и большого количества парков (зрение), то все эти вопросы решаются и без внедрения каких-то технологий. А вот обоняние (то есть выбросы, экология) или слух (шумовое загрязнение) уже не может обойтись без технических решений», – сказал эксперт.
По его словам, сейчас в России создается банк технологий в сфере ЖКХ. По сути дела, это «Википедия», где собраны прошедшие сертификацию в экспертном совете при Минстрое РФ технологии. «В будущем, когда портал заполнится, те, кто представил свои технологии на этой платформе, будут получать преференции по госзакупкам», – подчеркнул Артем Седов.
Кстати, такой дифференцированный подход применяется в Австралии. Об этом упомянул глобальный руководитель по стратегии и развитию бизнеса индустриальных решений и всеобъемлющего Интернета, Cisco Systems inc. Мэтью Смит. «Потребители не особо стремятся к инновациям. Но, например, в Австралии, если вы принесете в город умное решение, вам не придется проходить через тендеры. Потому что они понимают. что им это принесет пользу. Так что умные города уже здесь. И если вы не начнете работать со smart-технологиями, вы превратитесь в Детройт, где никто не захочет жить», – заключил эксперт.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 13.07.16
Директора УК «Вилла» Давыдова обвиняют в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями. / Рогозин на Иннопроме проанонсировал совместное российско-китайское освоение Луны и Марса. Экскурсия вице-премьеров обеих стран вызвала настоящий ажиотаж (ВИДЕО). / Политологи предсказывают трехпартийную Госдуму по итогам выборов. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2016, РИА «Новый День»