2016 год объявлен Годом российского кино и, согласно заявленной концепции, должен стать выставкой достижений Фонда кино и всей реформированной системы господдержки. Крупные города перенимают эстафеты кинофестивалей, авторских встреч с актерами и режиссерами. На этом фоне провинция вновь кажется «бедной родственницей». Без заявленной помощи от властей периферия переживает явный упадок в сфере кинопросвещения, показывая фильмы вековой давности, на которые нет спроса. О том, как в уральской глубинке проходит Год кино – в нашем материале.
На 2016-й приходится парочка киноюбилеев – 120 лет со дня первого кинопоказа в России и 80 лет «Союзмультфильму», это и стало формальным поводом для объявления Года кино. Представители профессионального сообщества высказывались в том духе, что это позволяет надеяться на ряд важных решений в сфере развития кинематографа, где назрело немало проблем.
В крупных городах в честь тематического года проходят фестивали, круглые столы, встречи с творческой интеллигенцией, актерами и режиссерами. Но, как это часто бывает, обсуждение идет в миллионниках, сборы, прокаты – все с размахом. В глубинке же все остается по-прежнему.
Кино интересно только детям
Чтобы своими глазами увидеть, как сегодня обстоят дела в провинции, наша съемочная группа отправилась в город Ирбит. Здесь функционирует муниципальное учреждение – культурный центр «Парад» Ирбитского МО. Основная его задача – организация работы клубных формирований, то есть объединений, клубов по интересам, кружков, коллективов любительского художественного творчества, в том числе хоров, ансамблей и так далее. Имеется в его распоряжении и передвижной центр, который проводит, в том числе, показы кинолент с мультфильмами. Для этого задействуется специальная грузовая машина – автоклуб.
«Автомобиль оборудован мощным звуковым оборудованием. Также тут есть проектор, который можно направить в любую сторону и под разным углом. Картинку в общем можно проецировать хоть куда. Кроме того, автоклуб имеет навес и выдвижную сцену. Два человека способны развернуть площадку в течение 15 минут», – начинает раскрывать подробности своей работы звукорежиссер центра Вячеслав Шилин.
Автоклуб старается обслужить как можно больше территорий за одну поездку. Чтобы хоть как-то «отбить» дорогу, необходимо посетить минимум два населенных пункта. И тут возникает первая сложность из-за того, что нередко сеансы для жителей разных деревень заказывают на одно и то же – удобное для них – время. «Простой пример. Для увеличения количества обслуживаемого населения мы работаем по договорам со школьными и дошкольными образовательными учреждениями района. И бывает, что, к примеру, все детские сады для проведения мероприятий предлагают нам одно и то же определенное время: либо до тихого часа, либо после», – поясняет директор центра «Парад» Светлана Сапожникова.
По ее словам, с руководителями дошкольных и школьных учреждений приходится считаться, так как в настоящее время детская аудитория – самая перспективная. Только в июне автоклуб показал 12 фильмов на детских оздоровительных площадках Ирбитского района. «Взрослое же население у нас почти не ходит на кино. За прошедший квартал киносеансы посетили лишь около 40 человек из этой возрастной категории. А детей было более 500 человек, они более активны, как показывает практика», – подмечает Шилин.
Рентабельность от показов – нулевая
Впрочем, это неудивительно. Чтобы увлечь взрослую аудиторию, нужны новинки. А с этим туго. Сотрудникам центра приходится работать на договорной основе с областным фильмофондом, который предоставляет учреждению киноленты. В наличии есть более 100 фильмов, из которых можно выбирать что-то для показов в деревнях и селах. В основном советского производства. Есть, конечно, из «нулевых», но таких немного. Речи о зарубежных блокбастерах вообще не идет. Как говорит Шилин, фильмофонд может предоставить что-то эксклюзивное, но это будет не по карману самому Центру. «И приходится нам везти в дома культуры по району лишь то, что и так, в принципе, знакомо населению. Вот есть одна заявка на конец июля – будем показывать «Собачье сердце». Конечно, была бы возможность показывать что-то новое, интересное, люди бы с большей охотой ходили на сеансы. А как заманить зрителя на ленту 36-го года?», – задается вопросом собеседник агентства. Показывать же что-то пиратское, скачанное из Интернета, в учреждении не могут по причине угрозы попадания под штрафы.
«За новые фильмы фильмофонд увеличивает процентную ставку за прокат до 50% и предлагает заявлять минимальную стоимость зрительских билетов в 50 рублей. Мы не имеем возможности предлагать такую стоимость билета для сельских жителей. От общей выручки за прокат фильмов мы перечисляем фильмофонду 35-45%. Не будем кривить душой – рентабельности никакой, она нулевая, более того, часто работаем в минус, учитывая большие затраты на бензин и расходные материалы. В совсем удаленные территории вообще не выгодно ездить. К тому же вдобавок приходится платить фильмофонду аренду за оборудование, которое давно подлежит замене по срокам эксплуатации, – сетует Шилин. – На практике получается, что цена билета за сеанс не превышает и 30 рублей. Для городского жителя эта сумма кажется смешной. Но нам не до смеха – это реалии провинции, даже за 30 рублей народ в кино идет неохотно».
«Потемкин» 26-го года и «Бесприданница» 36-го
Кому-то может показаться, что собеседники центра из Ирбитского района несколько лукавят, говоря о сложностях своей работы. Но давайте обратимся к сайту Свердловского областного фильмофонда, где раскрываются планы на 2016 год. Среди новинок – программы кинопроектов «Кино шагает по Уралу», которые включают в себя художественные, мультипликационные, научно-популярные и документальные фильмы. «Интересными они будут для кинолюбителей разного возраста. На фильмах-юбилярах, приготовленных для вас сотрудниками отдела кинопоказа областного фильмофонда, скучать точно не придется!» – анонсируется на сайте.
И вот какие киноленты предлагаются к просмотру (выборка из почти 100-летней истории): «Броненосец «Потемкин»« (1926 г.), «Бесприданница» (1936 г.), «Дети капитана Гранта» (1946 г.), «Весна на Заречной улице» (1956 г.), «Берегись автомобиля» (1966 г.), «Кин-Дза-Дза» (1986 г.). Для подрастающего поколения на выбор «Девочка и крокодил» (1956 г.) и «Ералаш» (выпуски 1996 года), а также «Добрыня Никитич и змей Горыныч» (2006 г.). Для взрослого населения из новинок отечественных фильмов предлагается, в частности, «Кавказский пленник» (1996 г.) и «Охота на пиранью» (2006 г.).
При этом в фильмофонде отмечают, что их главная задача – «сохранение и развитие проката отечественных и зарубежных фильмов, а также повышение уровня кинообслуживания населения Свердловской области, приобщение широких слоев общества к культурным ценностям». Как именно приобщать и повышать – не уточняется.
Деньги или попкорн – что спасет кино в глубинке
По данным нашего агентства, некоторое время назад свердловский фильмофонд проводил конкурс с целью охватить как можно большее количество населения показами фильмов. Но его критерии были настолько сложными, что районные творческие центры попросту не могли себе позволить достойно конкурировать с екатеринбургскими.
Сегодня не охвачено современными кинотеатрами около 660 малых и средних городов России, где проживает порядка 15 млн. человек. В 2015 году по этой статье власти выделили субсидию в 700 млн. рублей. Это является беспрецедентной мерой, так как в постсоветский период киносети в большинстве своем развивались на коммерческой основе. Государство никак не вмешивалось в это дело, но сейчас все должно измениться, как говорят в Фонде кино. Чиновники решили вплотную заняться проблемой кинопоказа – так, кроме субсидий на открытие новых залов планируется переоборудовать под регулярный прокат сельские клубы и цирки. С той же квотой в 50% сеансов российского кино. Приведет ли это к росту посещаемости – покажет время.
Пока никаких положительных изменений провинциальные города не заметили. На местах честно признаются: не ждут особых денежных вложений в инфраструктуру. Надеются хотя бы на адресную помощь. «Ситуацию, наверное, можно было бы изменить, если бы, в частности, нам поменяли оборудование, заменив на более новое 3D. А пока у нас в аренде от фильмофонда старое оборудование, усилитель свой используем… И, конечно же, нужно предпринимать действия по изменению нынешнего репертуара. Необходимы новинки, какое-то интересное, может быть, арт-хаусное кино. Почему бы нет? В прошлом году пришли в кино около 2 тысяч зрителей. Но мы верим, что эту цифру можно увеличить – было бы больше помощи из областного центра», – заключила Светлана Сапожникова.
В «Параде» размышляют в целом о возможности что-то изменить в своей сфере, ограниченной рамками муниципального задания. В частности, они приводят в пример частного кинопрокатчика с 3D-оборудованием. На его киносеансы в Ирбитском районе ходит гораздо больше граждан, в том числе, по причине продажи элементарного «киношного» атрибута – попкорна. Муниципалы не могут себе этого позволить хотя бы потому, что реализация побочной продукции будет расценена как незаконная деятельность учреждения.
Ирбит, Свердловская область, Игнат Бакин, Александр Саливанчук
Ирбит, Свердловская область. Другие новости 14.07.16
14 июля в Свердловской области ожидаются следующие события. / Екатеринбургские объекты – Дом Севастьянова и гостиница «Исеть» вошли в шорт-лист конкурса символов для новых купюр. / Мамы с младенцами жалуются на Иннопром: «Почему нет детских комнат?» (ФОТО, ВИДЕО). Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2016, РИА «Новый День»