AMP18+

Екатеринбург

/

«Как заманить зрителя на фильм 36-го года?» Год кино в уральской глубинке – репортаж, ФОТО

2016 год объявлен Годом российского кино и, согласно заявленной концепции, должен стать выставкой достижений Фонда кино и всей реформированной системы господдержки. Крупные города перенимают эстафеты кинофестивалей, авторских встреч с актерами и режиссерами. На этом фоне провинция вновь кажется «бедной родственницей». Без заявленной помощи от властей периферия переживает явный упадок в сфере кинопросвещения, показывая фильмы вековой давности, на которые нет спроса. О том, как в уральской глубинке проходит Год кино – в нашем материале.

На 2016-й приходится парочка киноюбилеев – 120 лет со дня первого кинопоказа в России и 80 лет «Союзмультфильму», это и стало формальным поводом для объявления Года кино. Представители профессионального сообщества высказывались в том духе, что это позволяет надеяться на ряд важных решений в сфере развития кинематографа, где назрело немало проблем.

В крупных городах в честь тематического года проходят фестивали, круглые столы, встречи с творческой интеллигенцией, актерами и режиссерами. Но, как это часто бывает, обсуждение идет в миллионниках, сборы, прокаты – все с размахом. В глубинке же все остается по-прежнему.

Кино интересно только детям

Чтобы своими глазами увидеть, как сегодня обстоят дела в провинции, наша съемочная группа отправилась в город Ирбит. Здесь функционирует муниципальное учреждение – культурный центр «Парад» Ирбитского МО. Основная его задача – организация работы клубных формирований, то есть объединений, клубов по интересам, кружков, коллективов любительского художественного творчества, в том числе хоров, ансамблей и так далее. Имеется в его распоряжении и передвижной центр, который проводит, в том числе, показы кинолент с мультфильмами. Для этого задействуется специальная грузовая машина – автоклуб.

«Автомобиль оборудован мощным звуковым оборудованием. Также тут есть проектор, который можно направить в любую сторону и под разным углом. Картинку в общем можно проецировать хоть куда. Кроме того, автоклуб имеет навес и выдвижную сцену. Два человека способны развернуть площадку в течение 15 минут», – начинает раскрывать подробности своей работы звукорежиссер центра Вячеслав Шилин.

Автоклуб старается обслужить как можно больше территорий за одну поездку. Чтобы хоть как-то «отбить» дорогу, необходимо посетить минимум два населенных пункта. И тут возникает первая сложность из-за того, что нередко сеансы для жителей разных деревень заказывают на одно и то же – удобное для них – время. «Простой пример. Для увеличения количества обслуживаемого населения мы работаем по договорам со школьными и дошкольными образовательными учреждениями района. И бывает, что, к примеру, все детские сады для проведения мероприятий предлагают нам одно и то же определенное время: либо до тихого часа, либо после», – поясняет директор центра «Парад» Светлана Сапожникова.

По ее словам, с руководителями дошкольных и школьных учреждений приходится считаться, так как в настоящее время детская аудитория – самая перспективная. Только в июне автоклуб показал 12 фильмов на детских оздоровительных площадках Ирбитского района. «Взрослое же население у нас почти не ходит на кино. За прошедший квартал киносеансы посетили лишь около 40 человек из этой возрастной категории. А детей было более 500 человек, они более активны, как показывает практика», – подмечает Шилин.

Рентабельность от показов – нулевая

Впрочем, это неудивительно. Чтобы увлечь взрослую аудиторию, нужны новинки. А с этим туго. Сотрудникам центра приходится работать на договорной основе с областным фильмофондом, который предоставляет учреждению киноленты. В наличии есть более 100 фильмов, из которых можно выбирать что-то для показов в деревнях и селах. В основном советского производства. Есть, конечно, из «нулевых», но таких немного. Речи о зарубежных блокбастерах вообще не идет. Как говорит Шилин, фильмофонд может предоставить что-то эксклюзивное, но это будет не по карману самому Центру. «И приходится нам везти в дома культуры по району лишь то, что и так, в принципе, знакомо населению. Вот есть одна заявка на конец июля – будем показывать «Собачье сердце». Конечно, была бы возможность показывать что-то новое, интересное, люди бы с большей охотой ходили на сеансы. А как заманить зрителя на ленту 36-го года?», – задается вопросом собеседник агентства. Показывать же что-то пиратское, скачанное из Интернета, в учреждении не могут по причине угрозы попадания под штрафы.

«За новые фильмы фильмофонд увеличивает процентную ставку за прокат до 50% и предлагает заявлять минимальную стоимость зрительских билетов в 50 рублей. Мы не имеем возможности предлагать такую стоимость билета для сельских жителей. От общей выручки за прокат фильмов мы перечисляем фильмофонду 35-45%. Не будем кривить душой – рентабельности никакой, она нулевая, более того, часто работаем в минус, учитывая большие затраты на бензин и расходные материалы. В совсем удаленные территории вообще не выгодно ездить. К тому же вдобавок приходится платить фильмофонду аренду за оборудование, которое давно подлежит замене по срокам эксплуатации, – сетует Шилин. – На практике получается, что цена билета за сеанс не превышает и 30 рублей. Для городского жителя эта сумма кажется смешной. Но нам не до смеха – это реалии провинции, даже за 30 рублей народ в кино идет неохотно».

«Потемкин» 26-го года и «Бесприданница» 36-го

Кому-то может показаться, что собеседники центра из Ирбитского района несколько лукавят, говоря о сложностях своей работы. Но давайте обратимся к сайту Свердловского областного фильмофонда, где раскрываются планы на 2016 год. Среди новинок – программы кинопроектов «Кино шагает по Уралу», которые включают в себя художественные, мультипликационные, научно-популярные и документальные фильмы. «Интересными они будут для кинолюбителей разного возраста. На фильмах-юбилярах, приготовленных для вас сотрудниками отдела кинопоказа областного фильмофонда, скучать точно не придется!» – анонсируется на сайте.

И вот какие киноленты предлагаются к просмотру (выборка из почти 100-летней истории): «Броненосец «Потемкин»« (1926 г.), «Бесприданница» (1936 г.), «Дети капитана Гранта» (1946 г.), «Весна на Заречной улице» (1956 г.), «Берегись автомобиля» (1966 г.), «Кин-Дза-Дза» (1986 г.). Для подрастающего поколения на выбор «Девочка и крокодил» (1956 г.) и «Ералаш» (выпуски 1996 года), а также «Добрыня Никитич и змей Горыныч» (2006 г.). Для взрослого населения из новинок отечественных фильмов предлагается, в частности, «Кавказский пленник» (1996 г.) и «Охота на пиранью» (2006 г.).

При этом в фильмофонде отмечают, что их главная задача – «сохранение и развитие проката отечественных и зарубежных фильмов, а также повышение уровня кинообслуживания населения Свердловской области, приобщение широких слоев общества к культурным ценностям». Как именно приобщать и повышать – не уточняется.

Деньги или попкорн – что спасет кино в глубинке

По данным нашего агентства, некоторое время назад свердловский фильмофонд проводил конкурс с целью охватить как можно большее количество населения показами фильмов. Но его критерии были настолько сложными, что районные творческие центры попросту не могли себе позволить достойно конкурировать с екатеринбургскими.

Сегодня не охвачено современными кинотеатрами около 660 малых и средних городов России, где проживает порядка 15 млн. человек. В 2015 году по этой статье власти выделили субсидию в 700 млн. рублей. Это является беспрецедентной мерой, так как в постсоветский период киносети в большинстве своем развивались на коммерческой основе. Государство никак не вмешивалось в это дело, но сейчас все должно измениться, как говорят в Фонде кино. Чиновники решили вплотную заняться проблемой кинопоказа – так, кроме субсидий на открытие новых залов планируется переоборудовать под регулярный прокат сельские клубы и цирки. С той же квотой в 50% сеансов российского кино. Приведет ли это к росту посещаемости – покажет время.

Пока никаких положительных изменений провинциальные города не заметили. На местах честно признаются: не ждут особых денежных вложений в инфраструктуру. Надеются хотя бы на адресную помощь. «Ситуацию, наверное, можно было бы изменить, если бы, в частности, нам поменяли оборудование, заменив на более новое 3D. А пока у нас в аренде от фильмофонда старое оборудование, усилитель свой используем… И, конечно же, нужно предпринимать действия по изменению нынешнего репертуара. Необходимы новинки, какое-то интересное, может быть, арт-хаусное кино. Почему бы нет? В прошлом году пришли в кино около 2 тысяч зрителей. Но мы верим, что эту цифру можно увеличить – было бы больше помощи из областного центра», – заключила Светлана Сапожникова.

В «Параде» размышляют в целом о возможности что-то изменить в своей сфере, ограниченной рамками муниципального задания. В частности, они приводят в пример частного кинопрокатчика с 3D-оборудованием. На его киносеансы в Ирбитском районе ходит гораздо больше граждан, в том числе, по причине продажи элементарного «киношного» атрибута – попкорна. Муниципалы не могут себе этого позволить хотя бы потому, что реализация побочной продукции будет расценена как незаконная деятельность учреждения.

Ирбит, Свердловская область, Игнат Бакин, Александр Саливанчук

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Культура, Общество, Россия, Фоторепортаж,