Французские грузовики, Демидовская ТЭС и сбежавшие резиденты «Титановой долины» – какие проекты «Иннопрома» не сбылись (ФОТО)
В Екатеринбурге подводят итоги седьмого «Иннопрома», который стал еще масштабнее за счет совмещения с Российско-Китайским Экспо. В общей сложности участниками выставки стали 95 зарубежных делегаций, а суммарную стоимость подписанных контрактов еще предстоит подсчитать. Впрочем, не всегда красивая вывеска «Иннопром» гарантирует, что оформленные соглашения будут исполнены. Какими проектами блистали предыдущие выставки, и что получилось в итоге – в обзоре NDNews.ru.
2010 год
Первый «Иннопром» был сугубо промышленной выставкой, но зато с международным размахом. Согласно официальным отчетам, при относительно скромных затратах на организацию (порядка 150 миллионов) на форуме было подписан 21 контракт на общую сумму более 43 миллиарда рублей.
К самым знаковым договоренностям пилотного «Иннопрома» относили соглашение французского завода «Renault Trucks» и ЗАО «АМУР» об организации сборочного производства грузовиков Renault класса middle на базе новоуральского предприятия. Как заверяли тогда свердловские чиновники, эти автомобили охотно использует МЧС, кроме того, был интерес со стороны крупных торговых сетей. Но всего через год после подписания громкого контракта завод АМУР был признан банкротом, а тогдашний руководитель предприятия подпал под уголовное преследование. С тех пор предпринимались вялые попытки оживить АМУР – в 2014 году на завод пригласили китайских инвесторов, в 2015 году премьер Денис Паслер заявлял о возможной покупке областью активов разоренного завода – но все закончилось безуспешно.
2011 год
На второй год существования «Иннопром» совершил прорыв: выставка собрала в разы больше посетителей на площадке сданного в эксплуатацию комплекса «Екатеринбург-Экспо», появились более статусные участники, на открытие форума приехал Дмитрий Медведев, бывший тогда в должности президента России. По итогам выставки было подписано 39 соглашений почти на 180 миллиардов рублей. Многие договоренности обрели силу: например, была проведена модернизация оборудования Рефтинской ГРЭС, создан Уральский биомедицинский кластер, в рамках партнерского проекта компаний Siemens и «Синары» началось совместное производство электровозов «Ласточка».
Но были и неудачи. Самой крупной можно считать масштабный проект строительства Демидовской теплоэлектростанции, о котором на выставке договорились свердловские власти, ООО «УГМК-холдинг» и ОАО «Интер РАО ЕЭС». Через два года планируемый совместный проект был признан нецелесообразно дорогим: инвестиции должны были составить 100 миллиардов рублей, а стоимость отпускаемой энергии оказалась бы выше рыночной. На сегодняшний день Демидовская ТЭС учтена в схеме развития электроэнергетики Свердловской области до 2023 года, однако вероятность реализации проекта в минЖКХ оценивается как низкая.
2012 год
По решению правительства России «Иннопром» получил федеральный статус и был объявлен главной промышленной выставкой страны. Впервые число посетителей превысило 50 тысяч человек, участие в форуме приняли представители 32 стран мира. Всего было подписано 34 долгосрочных контракта на общую сумму 186 миллиардов рублей.
Среди них было соглашение правительства Свердловской области и корпорации «Автодор» о строительстве южного полукольца ЕКАД. Развязка действительно строится (окончание работ планируется к 2020 году), но исключительно за счет средств областного бюджета.
По достигнутым договоренностям российско-японское предприятие по производству катализаторов машин непрерывного литья заготовок должно было стать резидентом «Титановой долины», но этого так и не случилось.
Одним из важных достижений выставки 2012 года было подписание пакета соглашений корпорации УВЗ с канадской компанией Bombardier Transportation о совместном производстве вагонов для метро и трамваев. Но в бизнес вмешалась политика. В 2014 году Уралвагонзавод заморозил проект из-за санкций США и ЕС. Впоследствии канадцев в партнерской программе по выпуску трамваев заменила польская PESA.
Но самым сильным разочарованием «Иннопрома-2012» стало невыполнение обещания Дмитрия Медведева о софинансировании строительства второй ветки метро в Екатеринбурге из федерального бюджета. Заявление премьер-министра прозвучало на встрече с губернатором Евгением Куйвашевым, кроме того, Медведев поручил проработать этот вопрос профильным министерствам. С тех пор все отправленные заявки Екатеринбургом в Москву на финансирование метро возвращаются с ответом: «Денег нет».
2013 год
Количество контрактов, подписанных на «Иннопроме», возросло, но их стоимость сильно упала. Всего за время проведения выставки было подписано 43 соглашения на сумму 54 миллиарда рублей, что в 3,4 раза меньше, чем в 2012 году. Свердловские депутаты заговорили о том что «Иннопром» стал «сдуваться».
Тем не менее, каких-то провалов по выполнению договоренностей 2013 года нет. Во многом это объясняется тем, что достигнутые соглашения носили долгосрочный характер, и говорить об их результатах пока рано. Но позитив есть. Так, по соглашению Екатеринбургского завода радиоаппаратуры и японской Sumitomo Wiring Systems открылось предприятие по выпуску проводов для автомобилей. Налажено сборочное производство светофоров в Казахстане совместно с Уральским оптико-механическим заводом. С 2013 года было начато и продолжается до сих пор сотрудничество Сбербанка и Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства, а Уральский федеральный университет в рамках соглашения с «Титановой долиной» ведет работу по подготовке и повышению квалификации специалистов.
2014 год
Деловая программа для «Иннопрома» выходит на первый план, а подписание контрактов становится всего лишь декорацией. За четыре дня форума было заключено 19 договоров на общую сумму в 6 миллиардов рублей – среди них был новый контракт корпорации УВЗ с поляками, появившийся благодаря разрыву деловых отношений с канадскими партнерами из-за санкций. Также было подписано соглашение о поставках нового трамвая R1, который произвол фурор на выставке, в том числе для Екатеринбурга. Однако пока мэрия только ведет переговоры о приобретении суперсовременного трамвая в рамках частно-государственной программы.
В рамках выставки в присутствии министра промышленности РФ японская компания Mitsubishi Heavy Industries Environmental & Chemical Engineering подписала с ГК «Ростех», УК «Титановая долина» и НПП «Машпром» договор о намерении создания нового мусороперерабатывающего производства на территории особой экономической зоны. Но проект предприятия не представлен до сих пор. К «замороженным» проектам «Иннопрома» можно отнести и соглашение КРСУ со швейцарской девелоперской компанией Dega о привлечении резидентов в индустриальный парк «Уральский». На данной момент никакой конкретной информации о развитии сотрудничества с иностранной компанией нет.
2015 год
В минувшем году на «Иннопроме» было подписано 30 соглашений на общую сумму 10 миллиардов рублей. Самые заметные из них – договоренность с КНР о развитии российско-китайского бизнес-парка, и соглашение между администрацией Екатеринбурга и «Синарой» о строительстве нового зоопарка площадью 37 гектаров. Все контракты имеют долгосрочный характер.
Впрочем, многие позитивные итоги «Иннопрома-2015» остались незамеченными из-за слабой информационной поддержки мероприятия. Дело в том, что организаторы умудрились открыть выставку в тот же день, когда начался саммит ШОС и БРИКС в Уфе. Естественно, более статусное мероприятие, на которое съехались мировые лидеры, приковало внимание федеральных СМИ, поэтому об «Иннопроме» в Екатеринбурге просто «забыли».
2016 год
На нынешнем «Иннопроме» были заключены договоры и меморандумы с представителями Чехии, Италии, Африки, Кореи и, конечно, главными партнерами выставки – делегациями из Индии и Китая. Среди самых важных договоренностей: создание в Свердловской области научно-производственного консорциума «Аддитивные технологии», создание кремниевого кластера в Новоуральске, открытие в Екатеринбурге центра ядерной медицины, локализация производства дефибрилляторов на Урале. Надеемся, что-то из этого сбудется.
Екатеринбург, Валентина Ярославцева
© 2016, РИА «Новый День»