Больше «города», больше вопросов и выше скорость: с 1 сентября – новый порядок сдачи экзаменов на права
С 1 сентября в России изменится порядок сдачи экзаменов в ГИБДД на получение водительских прав. МВД заметно ужесточило требования к ученикам. Сложнее придется и при сдаче теории из-за дополнительных вопросов, и на практике, где появится опасность допустить новые ошибки. Какие новшества ожидают будущих водителей, чем обернутся ошибки, сколько времени придется откатать по городу с инспектором ради заветных корочек, чем недовольны автошколы и почему к нововведениям не готово ГИБДД – в нашем материале.
Теоретическая часть и автодром
Как передает корреспондент NDNews.ru, до последнего времени, чтобы успешно сдать теорию, необходимо было правильно ответить на 18 вопросов из 20. С 1 сентября их количество останется прежним, но за каждую ошибку (и не более двух) придется ответить на 5 дополнительных. То есть, при двух неправильных ответах кандидату в водители предстоит одолеть 30 вопросов. На сдачу дается 20 минут, на исправление максимального числа ошибок – еще десять минут.
Изменения произойдут и в вождении на площадке. Во-первых, увеличилось количество сдаваемых упражнений – с ранее требуемых трех до пяти. Во-вторых, выполнять задания нужно на время, которое варьируется в зависимости от уровня сложности. Расширился – с 10 до 17 – и список элементов на выбор, среди них: поворот на 90 градусов, въезд в бокс задним ходом, движение и маневрирование задним ходом, проезд перекрестка (этот элемент – только на автоматизированном автодроме – прим. ред.) и другие. Габариты ряда упражнений уменьшены для сложности.
В целом новшества на автодроме приветствуются, но критику экспертов вызывают изменения для приема экзамена у мотоциклистов. Новый элемент «скоростное маневрирование» они считают неуместным на площадке – это может привести к травмам у экзаменуемых. Как отметил сегодня на пресс-конференции в Екатеринбурге президент Уральской ассоциации автошкол Георгий Коваленко, многие попросту не справятся с этим упражнением в заданный промежуток времени.
«На скоростное маневрирование дается 35 секунд. Мы попросили проехаться мастеру спорта по мотокроссу – он выполнил упражнение за 34 секунды. Возникает вопрос – как будут сдавать на права обычные граждане – кандидаты на права категории «А»?», – подметил он.
У «города» – минимальные новшества
Что касается сдачи вождения в условиях дорожного движения, то принципиальных изменений тут нет. Единственное, по регламенту, длиться городской этап будет 30 минут против сегодняшних 20. Штрафные санкции, в принципе, остались прежние. За грубое нарушение начисляется пять баллов и ставится оценка «не сдал». Среди таковых – выезд на «встречку», непредоставление преимущества пешеходам, проезд на красный сигнал светофора, превышение скорости. На переэкзаменовку учащийся будет отправлен даже за заезд за стоп-линию у светофора.
Среднее нарушение оценивается в три балла. Их можно получить за непристегнутый ремень безопасности, невключенный поворотник. Нарушениями же, за которые присваивают один балл, считаются такие, как резкое и беспричинное торможение, слишком медленное движение без необходимости. Один балл начислят, если кандидат в водители не пользуется зеркалами или заглохнет на дороге. Успешным будет считаться экзамен максимум с тремя штрафными баллами.
Говоря о городском этапе, эксперты указывают на то, что в других странах основной упор делается именно на этой части экзамена, в то время как в России – на выполнении упражнений на площадке и не теорию. И с 1 сентября новый регламент с новыми правилами обучения фактически ничего в этом вопросе не изменят – учащиеся, как и прежде, не будут полноценно готовы к тому, чтобы оказаться в реальных дорожных условиях.
«На практические занятия будет отводиться 56 часов, а на теорию – 190 часов. Но мы ничего с этим поделать пока не можем – условия диктует министерство образования, которое основные программы по обучению составляло без нашего участия. Когда мы говорим о необходимости увеличения количества часов практики, нам говорят – создавайте свои программы, будем их рассматривать. Но на это нужны и средства, и время», – подметил Коваленко.
Ожидание снижения процента сдачи
В автошколах не скрывают – до последнего времени процент успешно сдавших экзамен на права был далек от желаемого. По данным Коваленко, лучше всего курсанты всегда сдавали теорию – порядка 95% с первого раза, автодром – около 73-75%. Хуже дела обстояли с «городом», который с первого раза сдавали только процентов 40-60. «В целом, если суммировать, получается, что сдают с первого раза до 50% курсантов», – заявил президент ассоциации автошкол.
Между тем, заместитель начальника отдела экзаменационной работы, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Иван Мальгин озвучил несколько иные цифры. «По моим данным, ежедневно в Екатеринбурге приходят сдавать на права 90-100 человек. Из них успешно в один день, то есть пришли утром, сдали сразу теорию, автодром и «город», проходит испытания только треть. Грубо говоря, из 10 человек 3-4 кандидата получают права», – заметил представитель Госавтоинспекции.
Учитывая же нововведения, Коваленко считает, что процент сдачи заметно упадет. Если «город» остался в целом прежним, то усложнение теоретического этапа и автодрома ухудшит статистику – примерно на 10-20%.
Неясность с техникой и правилами
Но больше всего автошколы волнуют изменения в административный регламент, которые просили внести представители учебных комбинатов. Они указывают, что основная часть нововведений с 1 сентября касается материально-технической составляющей приемки экзамена. Принципиальным моментом для автошкол стало наличие своих площадок, которые соответствовали бы новым требованиям. Те, кто все-таки смог ими обзавестись, обнаружили, что не смогут пользоваться ими в полную силу – их планируют занимать сотрудники ГИБДД. Дело в том, что МРЭО ГИБДД, в том числе в Екатеринбурге, не имеют свои автодромы. Одна из проблем – новые требования к площадке для сдачи экзаменов на права категории «А» – не менее 80 метров в длину.
Таким образом, с 1 сентября учащиеся будут повсеместно сдавать на права на привычных им автодромах автошкол. Это плюс. Плюс и в том, что ездить они будут в основном на машинах, на которых учились. Правда, этому не совсем рады сами учебные комбинаты, которым, помимо транспорта, ГИБДД придется выдавать на экзамены еще и другую технику.
«Например, у ГИБДД нет тех же видеорегистраторов, которые теперь обязательны. У ведомства вообще очень большая нехватка материальной базы. И концепция совместной работы требует доработки», – сказал Коваленко.
Он указал на то, что ранее в МВД РФ было направлено коллективное письмо автошкол России, в котором было озвучено требование принять изменения в регламент. В том письме, судя по данным федеральных СМИ, указывалось, что некоторые учебные комбинаты не намерены предоставлять свои автомобили для сдачи экзаменов, поскольку не понятно, кто именно несет ответственности в случае ДТП – сидящий в машине инспектор ГИБДД или сама автошкола. Другие недовольны тем, что практическая часть обучения отличается от тех навыков, что от учеников требуют в ГИБДД при приеме экзаменов. Преподаватели жалуются, что из-за отличий программы обучения от экзаменационной меньше времени остается на получение навыков в городе.
Вопросы возникают и к срокам приема экзамена – по новым правилам между подачей документов и получением водительского удостоверения должно пройти не более 30 дней (для кандидатов на права категории «В») и 15 суток – для мотоциклистов. Эксперты считают, что это не совсем обоснованные сроки. Есть мнение, что срок могли бы определить с запасом, на случаи больших очередей и накладок, ведь при нынешней системе можно провести в ГИБДД целый день и так и не успеть сдать экзамен из-за очередей и задержек. Если же человек не уложится в заявленный срок, ему придется вновь платить госпошлину и собирать документы со справками.
Наконец, с 1 сентября, как уже говорилось, водители должны выполнять задания на время, как спринтеры. Есть большие сомнения в том, что при такой системе автошколы сконцентрируются на оттачивании прохождения элементов на время, а на практику в реальных дорожных условиях времени будет недостаточно. «Поэтому будем продолжать диалог с МВД и пытаться вносить свои коррективы», – заметил Коваленко
Грядущий рост цен на обучение
В Уральской ассоциации автошкол не скрывают, что в ближайшее время с учетом нововведений и экономической ситуации в стране будет увеличена стоимость обучения. Сегодня в среднем по Екатеринбургу она равняется 35 тысячам рублей. Для сравнения, в Москве ценник фиксируется уже между 50 и 70 тысячами рублей. «При этом в уральской столице есть организации, которые откровенно демпингуют. Есть предложения обучить на права даже за 20 тысяч рублей. Я бы советовал в такие автошколы вообще не обращаться. Невозможно за такие деньги организовать достойный учебный процесс. 30 тысяч рублей – это минимум. И думаю, цены скоро поднимутся примерно на 20-25 процентов», – заключил Коваленко.
Екатеринбург, Игнат Бакин
© 2016, РИА «Новый День»