Амбициозный аэроэкспресс из Кольцово годами приносит убытки: «На нем ездят только сотрудники аэропорта»
Открытый с помпой в октябре 2008 года «кольцовский аэроэкспресс», вдохновителем создания которого был Эдуард Россель, уже много лет находится на дотациях областного бюджета. Туристы им не пользуются, предпочитая более удобное такси. «На нем ездят только сотрудники аэропорта, как раз поезд ходит утром и вечером», – рассказывают представители Кольцово.
Новую железнодорожную станцию «Аэропорт «Кольцово» громко открыли в Екатеринбурге в 2008 году. Вдохновителем строительства ветки до аэроузла был Эдуард Россель, он же курировал проект. На открытие провинциального аэроэкспресса – по сути, обычной электрички от вокзала до Кольцово – приезжал тогда еще замминистра транспорта РФ Александр Мишарин.
Как писали все местные СМИ, реализовать амбициозный проект было непросто и недешево. СвЖД потратила около 200 миллионов рублей на строительство и реконструкцию путей, еще 150 миллионов – на покупку нескольких электропоездов. Аэропорт Кольцово за счет собственных средств построил платформу, подземный переход и пассажирский комплекс на площади перед аэровокзалом, потратив еще 300 миллионов.
Предполагалось, что аэроэкспресс станет неплохой альтернативой даже личному автомобилю, а поэтому будет пользоваться спросом не только у туристов, но и у жителей Екатеринбурга. В первое время по маршруту курсировало 7 пар поездов, электричка ходила несколько раз в день. Однако довольно быстро стало ясно, что аэроэкспресс не пользуется спросом ни у туристов, ни у горожан.
«В первый год работы электричка перевозила в день всего 170 пассажиров в день. Это 10 пассажиров за рейс. Всего за год в ней проехали 62 тысячи человек, – сообщал портал Travel.ru в 2009 году. – Поэтому электричке, курсирующей восемь раз в день, добавили несколько остановок на маршруте. Кроме того, все вагоны, кроме одного, стали принимать пассажиров по обычному пригородному тарифу, по которому до аэропорта можно доехать за 36 рублей. В оставшемся вагоне второго класса цена проезда составляет 80 рублей. Это позволило несколько увеличить число пассажиров в последние месяцы».
Но до сих пор ж/д станция в Кольцово чаще всего пустует. Как рассказал сегодня на пресс-конференции директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты регионов» Евгений Красиков, ездят на ней в основном сотрудники аэропорта.
«Сегодня электричка действительно ходит полупустая и всего два раза в день – утром и вечером. Мне кажется, что и ездят на ней в основном сотрудники Кольцово, – отметил спикер в ответе на вопрос журналистов. – Есть такие расчеты, что аэроэкспресс будет востребован в случае, если пассажиропоток аэропорта превышает 10 миллионов человек в год. У нас сегодня эта цифра – всего 4 миллиона. Кроме того, аэропорт находится почти в границах Екатеринбурга, сам город компактный. Поэтому проще доехать до Кольцово на личном транспорте или вызвать такси».
Однако закрывать кольцовскую электричку пока не собираются. Она, как и другие пригородные поезда, является социальным видом транспорта, – пояснили в пресс-службе Свердловской пригородной компании, в ведомстве которой находится аэроэкспресс.
«Во всем мире пригородные перевозки являются дотационными, поскольку это социальный вид транспорта. То есть частично финансируются из бюджета, у нас конкретно – из бюджета Свердловской области. Будет или нет закрыта электричка из Кольцово – решать заказчику, правительству региона», – отметили в Свердловской пригородной компании.
Добавим, что сегодня электричку действительно можно назвать социальным видом транспорта. Стоимость проезда в ней составляет 22-50 рублей, притом что даже 8 лет назад билет стоил 80. Она идет через несколько районов города, и удобна, например, жителям Компрессорного, которые добираются до работы в центр.
Екатеринбург, новый День, Ольга Тарасова
© 2016, РИА «Новый День»