Число работников туристической сферы на Урале за два года сократилось на 60% Процесс коснулся и топ-менеджеров
Кризис и снижение объемов выездного туризма сильно ударил по туристической отрасли Екатеринбурга и области: с осени 2014 года количество сотрудников, занятых на туррынке, сократилось на 60%. В последнее время процесс коснулся и управленцев. В связи с урезанием полномочий крупных операторов в регионах и сокращением зарплат на своих должностях остаются не все.
Региональный туристический рынок начал ужиматься еще два года назад, когда появились первые кризисные явления в экономике и прошла серия банкротств крупных игроков. Но тогда было сложно предположить, что отрасль сократится настолько. По данным Уральской ассоциации туризма, с осени 2014 года количество сотрудников, занятых в туризме в Екатеринбурге и области, сократилось минимум на 60%. Это касается не только сотрудников турагентств, которые первыми попадают под удар, но и более крупных – операторских компаний. Причем если ранее процессы затрагивали в основном рядовых подчиненных, то в последнее время кризис в отрасли добрался и до менеджмента туристических компаний.
Как рассказали NDNews.ru представители федеральных туроператоров, в последние месяцы постоянно идет процесс урезания полномочий региональных офисов. Раньше топ-менеджеры в Екатеринбурге на месте могли принимать решения о формировании полетных программ из региона, количеству чартеров и прочие. А сегодня все вопросы решаются либо через Москву, либо в Москве.
«В Екатеринбурге есть представительства всех крупных федеральных операторов. И раньше именно руководители региональных офисов принимали ключевые решения для развития международного туризма в регионе. Сегодня ситуация кардинально изменилась. В отрасли кризис, полетных программ из регионов все меньше, и даже по оставшимся решения принимают головные офисы в Москве. Естественно, управленцев, которые годами курировали все вопросы в своих регионах, такое положение дел не устраивает. Кто-то уезжает в столицы, кто-то уходит из отрасли, кто-то пока ждет, вдруг ситуация поменяется», – рассказал NDNews.ru представитель одного из туроператоров в Екатеринбурге, сославшись на то, что официальные комментарии прессе сейчас также дают в основном в Москве.
Например, для многих на туррынке стала неожиданностью новость, что покинул свой пост директор представительства оператора Natalie Tours в Екатеринбурге Олег Хигер. Правда, он остался в отрасли и ушел на другую топ-менеджерскую позицию – стал генеральным директором в группе компаний «Виста». «Виста» также является международным оператором, имеет собственную сеть турагентств, а в последние годы активно развивает въездной туризм в Свердловской области. В беседе с NDNews.ru Олег Хигер подтвердил, что отчасти его решение о смене места работы связано с тем, что теперь он не зависит от Москвы.
«Мой уход из Natalie Tours не связан напрямую с процессами сокращения деятельности крупных операторов. Хотя нельзя отрицать, что сегодня у всех операторов, кроме большой тройки, значительно уменьшился операционный объем. В последние два года сокращается количество персонала, количество обязанностей. Никто сегодня не ставит прямых вылетов из регионов, никто не берет на себя риски по открытию и продвижению новых направлений, которые компании брали еще три года назад, – отметил Олег Хигер. – Я ушел туда, где, как мне кажется, больше перспектив. Здесь много работы в области консолидации агентского бизнеса, работа более масштабная, много предстоит сделать в связи с вступлением в силу нового закона о туризме. Здесь я могу ставить себе задачи на несколько лет вперед и не зависеть от Москвы».
В Уральской ассоциации туризма уход Хигера из Natalie Tours называют единичным случаем, но тем не менее не отрицают общей тенденции: туристические топ-менеджеры не все согласны с нынешними условиями труда и готовы менять работу. Или уже поменяли.
«Отношения внутри туроператорских компаний – это, конечно, предмет закрытого соглашения между руководителями и менеджерами. Но я подтверждаю, что сегодня есть три момента, которые приводят к уходу некоторых управленцев. Первый связан с тем, что значительно сократились объемы работы – меньше направлений, полетных программ и так далее. Соответственно, прошла реструктуризация: сократилось количество туроператорских офисов, сократились зарплаты в связи с уменьшением фронта работ. Это болезненно для топ-менеджеров, – прокомментировал исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. – Второй момент – урезание полномочий, которое действительно происходит в некоторых региональных представительствах, но не во всех. И третий момент – психологический. Ряд топ-менеджеров в туризме были всегда ориентированы на крупные объемы. В их подчинении было несколько городов, офисов, они контролировали полеты по собственным программам, контролировали большие финансовые потоки. И сегодня, когда объем выездного туризма резко сократился, им стало просто скучно работать. На фоне сокращения зарплат кто-то принимает решение уйти».
По словам Михаила Мальцева, некоторые бывшие руководители турсферы уходят в страховое или банковское дело. Но есть и обратный процесс – когда бывшие менеджеры-страховщики пробуют себя в туризме.
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2016, РИА «Новый День»