«Машина вымерзла за минуту, а у меня жена беременная…»: истории уральцев, застрявших на заснеженных трассах
По последним прогнозам, на Среднем Урале и в выходные будет за минус 20. На трассах региона уже подбирают первых «замерзших». Буквально вчера в пресс-службе ГУ МВД рассказали о спасении дальнобойщика, у которого в дороге замерзло топливо и сел аккумулятор. Мужчина простоял на дороге около трех часов и просто околел, ему помогли оказавшиеся на трассе инспекторы ДПС. NDNews.ru публикует истории нескольких участников зимних происшествий – о том, как водители пытались согреться, на что надеялись и откуда пришла помощь. Истории эти закончились успешно, но вывод из них один – подвести на зимней дороге может все, что угодно и, выезжая в морозы на трассу, стоит позаботиться о зимнем аварийном наборе. И не оставаться равнодушным, столкнувшись с чужой бедой.
Ремень ГРМ и равнодушные водители
Я только права получил, первый год за рулем. Поехали в морозы к бабушке в Ирбит, было – 38. Я там на ночь машину не глушил, иначе потом не завестись. Утром еще людей из сугробов достал, «прикурил» кого-то. Ну и поехали домой. За 60 км до Екатеринбурга машина сказала «хрюк» и встала. Там как оказалось, ремень ГРМ порвался, ни завестись, ни починиться. Позвонили знакомым, стали ждать. Полтора часа ждали, машина вымерзла за минуту, а у меня жена беременная была. Как мы согревались – нашли в багажнике спальник, обнялись, обернулись им и так и ждали.
Когда подъехала за нами машина, мы сначала отогрелись, потом я жену туда посадил, а сам в своей, потащили меня в город. А уже ночь наступила, у меня тормоза ледяные, стекла все обмерзли, в машине холод… Каждые минут 10 останавливались, я греться бежал да стекла чистил, чтоб хоть маленький просвет был. Так и доехали. Нет, жена меня после такого не прибила, но я, как доехали, в одну каску бутылку водки выжрал. Ну и приболел потом немного.
Теперь у меня с собой всегда зимний набор – там обязательно незамерзайка, трос – меня тогда может и потащил бы кто, но троса не было, еще кабели для прикуривания, туристические спички. И спальник – тогда он у нас случайно оказался, теперь специально вожу.
И еще была история у моего знакомого. Ехал из Сысерти, сколько тут, километров 40? Заправили дизелем на какой-то колхозной заправке. Топливо перемерзло, встал он за 10 километров до Екатеринбурга, машина ни туда, ни сюда, темно уже. Он встал в свете фар, голосовал. Больше часа прошло, 60 машин проехали, 2 остановились. Во второй он отогрелся, дотянули его до заправки, чтоб совсем не замерз. На улице около 30 градусов было. Тут такие выводы. Нельзя заправляться на колхозных заправках. Ну и помогать надо – если человек у машины в мороз стоит на обочине, наверное, он не просто так стоит.
А такого, чтоб покрышки жечь, никогда не слышал. Это, наверное, или на крайних северах, или если дебилы.
Романтики в ожидании спасения в лесу
Я на трассе не застревал, но было хуже – застрял в лесу. Ехали с девушкой со стороны Нижнего Тагила, и мне романтика придумалась – погулять по зимнему заснеженному лесу. Ехали из деревни, одеты были соответствующе, валенки, варежки. Я просто с трассы свернул в лес, проехали сколько могли и вышли прогуляться. Совсем недолго гуляли, замерзли, за 30 было. Бежим к машине, там термос с чаем горячим. Прибежали. Фары не выключены. Все, приехали – не завестись. И термос китайский – чай оказался чуть теплым. А мы замерзшие, стоим в сугробе посреди леса. Девушка истерить начинает. Я хорохорюсь, но тоже страшно – как выбираться? Телефоны кнопочные, никаких GPS-ов нет, кому-то звонить – а откуда нас спасать? Я ж не знаю, куда свернул, я наугад с трассы по колее накатанной в лес. И до трассы не добежишь – мы несколько километров проехали. Говорю: сейчас костер сделаю. А из чего? Сушняк под сугробами, ветки на деревьях сырые, зажигалка замерзает. Про жжение покрышек вспоминал – а поджигать чем, а снять как? Домкрата нет, ничего нет. Я так себе турист, понтов много было, опыта никакого. Сидим в машине, замерзаем, обнимаемся, девушка реветь собирается, я пытаюсь вспомнить, как дорогу объяснить, милицию вызвать или скорую там. Связи нет почти.
С полчаса просидели, наверное. Мотор услышали. В общем, еще какой-то умник романтику в этом лесу устраивал, но он толковее оказался – свою даму на снегоходе катал, там где-то поселок дальше. Забрали нас, отогрели, прикурили. Девушка потом сказала, что ей такая романтика никуда не уперлась, адьес, амиго.
А через несколько лет я сам замерзших из леса доставал. Уже эпоха смартфонов. Компания ребят на базу отдыха поехала, колесами в сугробе застряли. Ну, им, как они потом сказали, должны были помочь, так что они расслабились и начали отмечать прям в машине. Включая водителя. Мы по той же дороге поехали, когда увидели – ребята уже в хлам были. То есть рядом базы, у них смартфоны, а они просто вдрабадан. Если б мы там не ехали, они бы и уснули в машине, а на утро как в той песне – дополнили пейзаж.
Забытый мобильник
Сейчас застрять не страшно – телефон есть, звонишь друзьям или эвакуатор ищешь, если совсем плохо – спасателям. Хотя у меня как раз с этим проблема была. Я встала по-глупому, как блондинка. Не рассчитала с бензином, стою на обочине, меня заметает. Телефон на холоде моргнул и отключился, у меня курточка короткая и ботинки типа «европейская зима», шапки нет, колготки тонкие. Я ж на машине, зачем мне тепло одеваться! Я выскакиваю голосовать, мерзну, прыгаю обратно. Разревелась. Какой-то мужик притормозил, подошел к машине, а я сижу там, тушь по щекам вытираю, всхлипываю, чуть не икаю, я ж тут помирать собралась уже. Он мне – «Что сломалось?», а я ему – «Бензаааыыыыыыы….». Оказывается, до заправки пару километров не доехала, спаситель мой сам сбегал, заправил, в чувство привел. Потом вспомнила, что у меня в сумочке второй телефон был, так что сама себе злобный буратино.
Но раньше сложнее было. Лет двадцать назад у меня дядя встал где-то на севере. Дорога мертвая, никого нет. В сугробах ноги замочил, одну ему потом ампутировали. Спасли местные жители на УАЗике, мужики пьяные ночью катались, нашли его. Но дядя этого не помнит, уснул на холоде.
Здравствуйте, не волнуйтесь!
История была в 2014 году, 27 апреля. Трассу Екатеринбург – Тюмень завалило капитально, большой участок в несколько километров. Там много рейсовых автобусов, они встали, надо доставать. Нам (спасателям МЧС, – прим. ред) Еланский военный гарнизон выделил технику, называется БРЭМ – ими танки с поля боя достают, мы ими автобусы тягали. И попутно договаривались с кафе, гостиницами, чтобы людей привезти, чай горячий им приготовили, отогреться дали. Когда зашли в автобус – там люди сидят растерянные, не знают куда податься. Психологов отправляли к ним, ну, они заходят, говорят – здравствуйте, не волнуйтесь… успокаивают, в общем. Но паники не было никакой, люди просто растерялись. Одной женщине плохо стало, ее на снегоходе до ближайшей больницы повезли.
У нас самые страшные трассы – Екатеринбург-Тюмень, Екатеринбург – Челябинск. Там постоянно перемет, как год назад в Оренбуржье было. А на севере гораздо проще – там много где дороги разнесены по направлениям, они не загруженные, но проходимость есть. Опять же, много населенных пунктов, города на дорогах стоят, зона покрытия связи очень хорошая.
NDNews.ru напоминает – чтобы путешествие окончилось без проблем, зимой, выезжая на трассу, стоит озаботиться зимним набором автомобилиста. В багажнике, первым делом, нужно иметь трос для буксировки (или веревку), хотя бы простой ремонтный набор, запасное колесо и, при возможности, провода для «прикуривания». Не лишним будет бросить в машину лопату, так как снежные заносы являются одной из основных причин загородных аварий, а также теплую одежду (дополнительную куртку, штаны), обувь (как вариант – валенки), спальный мешок и газовую горелку. И обязательно зарядить телефон, причем лучше брать с собой простой кнопочный, в экстремальных условиях они надежнее смартфона.
Зимний набор
Екатеринбург, Светлана Загороднева
© 2016, РИА «Новый День»