Богатые города хотят заставить делиться доходами. Первый на очереди – Екатеринбург
После долгого затишья свердловская областная дума вновь оживилась – в парламент поступил новый правительственный законопроект, способный наделать много шума и, соответственно, принести лоббистам того или иного политического лагеря некоторые дивиденды.
Так, сегодня парламентарии приняли в первом чтении законопроект «О внесении изменений в областной закон «О предоставлении отдельных видов межбюджетных трансфертов из областного и местных бюджетов». Наиболее любопытным пунктом в данном документе является нововведение, согласно которому, в случае, если расчетные налоговые поступления муниципальных районов и городских округов превышают в 1,3 или более раза среднеобластной уровень в расчете на одного жителя, то по отношению к ним можно применять отрицательные трансферты (в настоящее время подобные «карательные» меры вступают в силу при коэффициенте 2). Иными словами если коэффициент бюджетной обеспеченности муниципалитета выше 1,3, то все сверхдоходы должны быть отданы в областную казну. Стоит отметить, что федеральное законодательство не настаивает на обязательном исполнении данной нормы и оставляет областным властям возможность выбора – изымать лишние доходы по минимальному коэффициенту или нет. В случае принятия законопроекта, решать эту дилемму предстоит региональным парламентариям. «Федеральный закон разрешает отбирать лишние доходы по минимальному коэффициенту 1,3 в течение 3 лет до 2008 года. Ежегодно при формировании бюджета депутаты должны будут решить – применять отрицательные трансферты или нет, – рассказал «Новому Региону» депутат Сергей Архипов. – В 2006 году мы уже не сможем ни у кого ничего отнять, поскольку бюджет уже утвержден, но если все же представить, что закон вступает в силу с этого года, то Екатеринбург, который, по сути, является единственным самодостаточным городом, мог бы лишиться около 1 миллиарда рублей».
Несмотря на то, что под коэффициент 1,3 уже сегодня попадают такие города, как Нижний Тагил, Верхняя Салда, Каменск-Уральский и Рефтинский, по словам парламентария, по сути, данный законопроект все же является точечной атакой на столицу Среднего Урала.
Представляя законопроект, министр финансов Мария Серова, объяснила это тем, что Екатеринбург получает 44 процента от всех налогов области, а проживают в городе только 30 процентов населения региона. По ее словам, совершенно логично при нынешней политике выравнивания финансового состояния городов выглядит желание правительства лишить столицу Среднего Урала части средств.
«Вы сразу нам скажите, готовы ли вы отказаться от минимального коэффициента в 1,3 или вы намерены максимально воспользоваться полномочиями, данными Бюджетным кодексом и брать с муниципалитетов деньги по полной программе? От этого и будет зависеть голосование депутатов по законопроекту», – спросил у министра Геннадий Тверитинов, однако, не получил четкого ответа.
«Мы готовы дать вам все расчеты, чтобы вы приняли правильное решение по данному вопросу», – сказала госпожа Серова, впрочем, потом в фойе в разговоре с журналистами более четко обозначила свою позицию. Она сообщила, что Минфин готов между первым и вторым чтением проекта обсудить с депутатами размер коэффициента, который они собираются применить в отношении столицы Среднего Урала, однако, это вовсе не значит, что правительство согласится не лишать Екатеринбург дополнительных доходов, тем более, когда такая возможность предоставляется федеральным законодательством.
В итоге, поправки в законопроект были одобрены в первом чтении, а также создана рабочая группа по доработке документа.
«Надо прекратить истерику! Мне кажется, что Минфин согласится с нами и не станет ничего ни у кого изымать, оставив коэффициент на уровне 2 процентов», – авторитетно заявил депутат Илья Борзенков.
«Если же Минфин расширит возможности изъятия сверхдоходов, то велика вероятность того, что новые депутаты, которые придут в думу в 2007 году при верстке бюджета под давлением областных властей проголосуют за применение минимального коэффициента в отношении ряда городов», – высказал «Новому Региону» свои предположения Сергей Архипов. При этом, по его словам, налоговые доходы, и расходы по обязательствам (а соответственно и расчет коэффициента бюджетной обеспеченности) практически полностью зависят от прогнозов правительства, изменить которые очень легко. «Можно завысить городу налоговую базу. В прошлом году такие попытки уже были. Но не прошли. Можно занизить расходы по полномочиям, – пояснил депутат. – Например, правительство утвердило, что по статье уборка территории на одного жителя города можно тратить не больше 215 рублей. А реальные затраты на это гораздо выше и деньги на работы город берет из допдоходов. Все же, что мэрия тратит сверх полномочий, при расчете бюджетной обеспеченности не учитывается».
В кулуарах областные парламентарии рассматривают несколько причин, по которым региональные власти в очередной раз пытаются заставить «затянуть пояс» столицу Среднего Урала.
Из них, пожалуй, самая реалистичная – это желание области сделать Екатеринбург сферой своего влияния, а самостоятельность мэра Чернецкого в финансовых вопросах свести до минимума. Оставшийся с урезанным бюджетом, (допдоходы из которого поступят в правительственные фонды поддержки муниципалитетов) Екатеринбург сможет вернуть обратно свои деньги только в случае, если этого захотят областные власти. Такие условия, безусловно, сделают городское руководство сговорчивым.
Между тем, ряд экспертов обращает внимание на то обстоятельство, что федеральное законодательство ввело минимальный коэффициент 1,3 лишь на переходный период до вступления в силу реформы местного самоуправления.
«Или иными словами до 2008 года. А потом все снова будет, как прежде. Такое ощущение, что тут не обошлось без грядущих выборов депутатов Госдумы и президента, – предположил один из областных депутатов. – Изъятие денег как инструмент политического запугивания, чтоб во время выборов мэр неожиданно не взбрыкнул».
Стоит отметить, что областные депутаты переживают за Екатеринбург больше, чем все руководство мэрии. Чиновники администрации, которых законопроект, казалось бы, касается напрямую, оказались единственными, кто не выразил ни капли волнения по поводу возможных «финансовых поводков».
«Ничего ужасного не произойдет. Никто ни у кого ничего не отнимет. Однозначно наше руководство договорится с их (правительственным – прим. Н.Р.) руководством и все будет хорошо», – заверил собственный источник «Нового Региона» в администрации Екатеринбурга.
Екатеринбург, Дарья Травкина
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».