Горнолыжные курорты Урала ищут пути выживания
Через две недели уральские горнолыжные комплексы (ГЛК) закончат сезон. Участники рынка начинают подводить итоги и заявляют о том, что ситуация в этом секторе рынка становится все более напряженной. За последние два года конкуренция между ГЛК ужесточилась, а число клиентов особо не увеличилось. Поэтому руководители комплексов начали говорить о том, что зимние курорты работают без желаемых объемов прибыли – им едва удается «выйти в ноль». В борьбе за место и клиентов ГЛК начинают составлять новые бизнес-планы на будущий сезон и обдумывать проекты по привлечению отдыхающих.
«Мы постоянно занимаемся модернизацией оборудования и маркетингом, понимая, что это очень специфический и рискованный вид бизнеса, – поскольку очень зависит от тех же погодных условий, а в этом году зима началась очень поздно. Плюс аномальные морозы, которые парализовали работу курорта почти на месяц. Те, кто говорит, что сейчас ситуация изменилась по сравнению с 2002 годом, просто недостаточно хорошо просчитал риски», – считает директор главного конкурента свердловских комплексов – челябинского горнолыжного комплекса «Абзаково» Николай Новиков.
Несколько комплексов Свердловской области приняли решение о необходимости экстренной «реанимации» курортов путем вложения дополнительных инвестиций в модернизацию комплексов. Две недели назад стало известно о продаже ООО ГЦ «Ежовой».
Стоимость комплекса по их оценкам достигает $3,5 млн. С чем связано решение о продаже одного из крупнейших и популярнейших в области ГЛК, владельцы комплекса не объясняют. Однако участник рынка сообщают, что менеджмент курорта не устраивает прибыльность объекта. Между тем, Николай Новиков уверен, что это событие нельзя трактовать как неустойчивость самого рынка зимнего отдыха. По его мнению, в первую очередь продажа «Ежовой» – результат плохого маркетинга руководства. «Я немного знаю о том, как они хотели зарабатывать на курорте – планы были фантастическими и нереальными с точки зрения экономики. Похоже, владельцы «Ежовой» не смогли договориться между собой и решили продать спорный бизнес», – заявил господин Новиков.
На этой неделе о бизнес планах на будущее сообщил еще один курорт. Руководство комплекса «Гора Волчиха» намерено укрупнять бизнес, считая, что только так можно будет вывести комплекс на новый конкурентный уровень и вдвое сократить сроки окупаемости комплекса – с 10 до 5 лет. Сейчас предприниматели подготовили документы об изменении статуса земельного лесного фонда площадью 191 га, которые в течение 10 дней будут отправлены в Москву на рассмотрение. Аренда федеральных земель обойдется ГЛК в 7 млн. рублей в год.
Напомним, месяц назад «Волчиха» через тендер Федерального агентства по управлению лесным хозяйством РФ получила право арендовать прилегающий к комплексу участок сроком на 25 лет. Однако в Москве документы могут рассматриваться не один год. Таким образом, планы руководства «Волчихи» по осуществлению крупного инвестиционного проекта могут растянуться на неопределенное время. Между тем, по планам директора горнолыжного комплекса Игоря Михайлова всесезонный развлекательный комплекс все-таки появится. Руководство компании намерено вернуться к старому мастер-плану, который изначально при строительстве для «Волчихи» разрабатывала компания «Росинжиниринг». Тогда планировалось запустить на «Волчихе» 7 склонов, 9 подъемников, построить дополнительные домики для проживания гостей и аквапарк. Под строительство было выделено меньше территорий, поэтому проект был урезан. С расширением площадей руководство «Волчихи» надеется довести проект до конца.
Как заявил «Новому Региону» директор горнолыжного комплекса Игорь Михайлов, основная проблема зимних курортов – в их сезонности. Активная работа длится 4,5 месяца, но содержать курорт необходимо весь год. Чтобы работать с прибылью, а «не в ноль», нужно думать о создании всесезонных курортов. Ранее планировалось выйти на окупаемость за пять лет, но последние два сезона показали, что эти сроки увеличатся как минимум вдвое. Ориентировочная стоимость проекта $12-15 млн., сообщил Игорь Михайлов, Потенциальных инвесторов у «Волчихи» пока нет: финансовые группы не готовы вкладывать деньги в проект, пока на руках не будет всех разрешительных документов, однако руководство ГЛК рассчитывает, что финансированием заинтересуются промышленные структуры, которые сейчас начинают активнее входить в развлекательный бизнес. По словам Николая Новикова, цена горнолыжного бизнеса с каждым годом растет, поэтому вполне вероятно, что действующие комплексы будут переходить в руки крупных финансовых структур, способных инвестировать деньги в развитие и содержание сектора ГЛК.
Екатеринбург, Ольга Орлова
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».