AMP18+

Екатеринбург

/

Банкиры советуют потребителям пока воздерживаться от приобретения товаров в кредит, чтобы «не платить за себя и за того парня»

Екатеринбург и Свердловская область переживают бум на рынке потребительского кредитования. Практически каждый крупный уральский магазин, торгующий товарами длительного пользования – аудио- видео- и бытовой техникой, мехами, ювелирными изделиями, мобильными телефонами и др. – готов предложить своим покупателям кредит на очень выгодных условиях.

Стандартное предложение по Екатеринбургу – первоначальный взнос в размере 10 процентов от стоимости товара и погашение кредита в срок до полугода. Для того чтобы оформить кредит, покупателю не обязательно посещать банк: представители кредитной организации, как правило, сидят тут же, в зале продаж магазина. Они готовы на месте решить вопрос о займе средств на приобретение дорогостоящей вещи. По статистике, получить ссуду удается 60 процентам всех обращающихся (при этом у 40 отсеянных еще остается шанс оформить заем в других торговых сетях Екатеринбурга). Для оформления кредита необходимо пройти специальный тест и, в случае, если товар стоит больше 20 тысяч рублей, представить справку о доходах с места работы.

Между тем, столь простая система займа грозит кредитору серьезными проблемами.

«Россия в сфере банковского кредитования переживает сейчас такой же бум, какой был зафиксирован три года назад в странах Восточной Европы. С полок сметают все, ведь кредит получить так просто. Однако если разобраться, на самом деле все значительно сложнее», – заявил «Новому Региону» глава совета директоров банка «Северная казна» Владимир Фролов. В ходе исследования, которое провели специалисты его банка и независимые эксперты, выяснилось следующее. Предложения о нулевом или минимальном проценте за оформление кредита и более чем привлекательные условия выплаты займов – ничто иное, как рекламный трюк. На деле же покупателю приходится выплачивать плюсом до 50-70 процентов стоимости товара: эти выплаты тщательно завуалированы в банковском договоре. Клиент, например, даже не подозревает о том, что его заставляют выплачивать дорогостоящие комиссии за любую операцию с заемными деньгами – перевод денег с одного счета на другой, снятие средств, занесение на счет и пр. Кроме того, в ходе выплаты кредита покупателю приходится выплачивать проценты не с остатка суммы займа, а с первоначальной стоимости товара. К примеру, если кредит оформляется на товар стоимостью в 10 тысяч и при этом покупатель тут же вносит первый платеж в сумме 10 процентов от цены (то есть 1 тысячу рублей), выплачивать проценты за кредит ему все равно придется с первоначальной суммы – в 10 тысяч рублей.

Все эти меры предпринимаются банками для того, чтобы обезопасить себя от невозвращения кредита. Иными словами, заложенные, но незадекларированные сверх реальной цены товара 50-70 процентов его стоимости – это страховка. «Получая кредит, вы, грубо говоря, платите «за себя и за того парня». При этом вы можете провести опрос среди желающих оформить кредит. Я так думаю, большинство из них даже не подозревает, что их обманывают и вместо 10 заявленных процентов, им придется заплатить магазину полторы цены. Это недобросовестная конкуренция. Об этом надо говорить, надо вести разъяснительную работу и убеждать население отказываться от нынешнего вида потребительского кредитования», – заявляет Владимир Фролов.

По справке одного из крупных екатеринбургских магазинов бытовой техники, сегодня не возвращается от 30 до 40 процентов взятых кредитов. Чтобы обезопасить себя от потерь, магазины пытаются вернуть средства за счет увеличения финансовой нагрузки на добросовестных потребителей.

Весьма неоднозначной ситуацией на рынке потребительского кредитования уже заинтересовались специалисты свердловского отделения министерства по антимонопольной политике. Они собирают материал для того, чтобы решить, есть ли в том, чем занимаются банки и магазины состав «преступления» – признаки недобросовестной рекламы и сознательного ввода потребителя в заблуждение. Если «состав преступления» будет обнаружен, нарушителям грозят не только многочисленные штрафы, но и запрет на дальнейшее применение незаконной технологии борьбы за потребителя.

Екатеринбург, Елена Васильева

© 2004, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия, Экономика,