Экологическая реформа на Урале споткнулась об отсутствие мусорсортировки
Мусорная реформа в Свердловской области продвигается медленно – как минимум, в той части, которая связана с вовлечением твердых коммунальных отходов во вторичную переработку. За почти девять месяцев с момента старта новой системы, переработчикам и регоператорам не удалось наладить контакты и выстроить работу. Мешают сразу несколько причин.
Первая – отсутствие в регионе мусоросортировочных мощностей. На все три зоны, на которые поделили Свердловскую область (Восточная, Северная и Западная), приходится меньше десятка линий. Причем все они старые, неавтоматизированные и позволяют делать выборку не больше 7-8%. Такая есть, например, в Каменске-Уральском. Собранный на контейнерных площадках мусор привозят на полигон, взвешивают, а затем выгружают на ленту транспортера, где уже рабочие вручную выбирают то, что потенциально можно переработать. Затем вторсырье прессуют и передают переработчикам.
Есть и вторая проблема – никто не знает, сколько вторсырья нужно переработчикам. «Мы говорим о том, как нам отсортировать 100% отходов, чтобы использовать их по максимуму. Переработчики должны быть соратниками регоператорам. Но даже не все сдают техотчеты, и мы не видим их, когда считаем обороты по региону. Нам нужна информация о том, сколько сырья и какого качества вам необходимо. Чтобы мы поняли, какой путь избрать – строительство мусорсортировочных комплексов, раздельный сбор, а если да, то какой – дуальный или многофракционный», – сказала заместитель начальника отдела оперативного контроля, развития коммунальной инфраструктуры и обращения с ТКО регионального минЖКХ Диана Рыбакова.
В том числе поэтому, по ее словам, регион пока не готов к введению системы раздельного сбора мусора. «Создание контейнерных площадок с раздельным накоплением – это перспектива, которой пока не заложено в территориальной схеме, потому что не заявлена конкретная потребность», – сказала она.
Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, а в регионе их три, каждый на свою зону, без законодательной основы о раздельном сборе не могут полноценно работать с переработчиками. На это указала и.о. директора ЕМУП «Спецавтобаза», регоператора Восточной зоны, Наталья Зубова. При этом никто не знает, какой способ оптимальный – дуальный сбор, когда жители относят мусор в два контейнера, для пищевых и для неорганических отходов, или же многофракционный, когда на площадке стоят 5-7 видов контейнеров под разные фракции. «Дуальный сбор предполагает максимально глубокую выборку вторичных ресурсов, но этот метод применим, если есть мусоросортировочный комплекс. И для потребителя это более приемлемо – не надо делить ТКО на несколько категорий. Если говорить про пофракционный сбор, то вроде бы отсутствует необходимость мусоросортировочного комплекса, потому что предполагается, что сортировка будет проводиться благодаря ответственному поведению потребителя. Но опыт показывает, что при пофракционном сборе пищевые отходы иногда смешиваются с непищевыми, делая невозможной переработку последних. В любом случае, мы выступаем за создание единой системы по обращению с ТКО, чтобы каждый собственник и потребитель имел полное понимание, каким образом на него повлияет организация раздельного сбора – всем нужен экономический результат, удешевление услуги», – объяснила она.
Однако представители переработчиков, судя по всему, пока не готовы к изменениям в законодательстве в части раздельного сбора, который предполагает экологическая реформа. Директор компании «Термопласт» Андрей Созонов, который занимается переработкой пластика, заявил, что сортировка вовсе не нужна на уровне домохозяйств. «Что касается раздельного сбора – это или пиар, или некомпетентность. Сделайте нормальные сортировки, не надо дергать жителей. Причем тут люди и их сознание? Сознание потребителя в том, чтоб взять кулек и выкинуть его в бак, а не в подъезде и не в лесу», – пояснил он.
Против раздельного сбора, а именно, деления на органические и неорганические отходы (их еще называют мокрые и сухие, – прим. ред.) выступают и посредники по сбору вторсырья у населения. Представитель екатеринбургской компании, которая занимается сбором пластика из сеток, установленных возле контейнерных площадок, Вячеслав Русинов, указал на то, что дуальный сбор сделает невозможным извлечение полезных фракций из общей массы неорганического мусора даже с помощью самых современных сортировочных технологий. «Эту продукцию при дуальном сборе не вытащить, потому что мусоровоз сжимает 1 к 20 или даже 1 к 50. Сейчас пластик попадает в сетку, а если будет дуальный сбор, мы его не заберем с линии, он умрет на полигоне», – сказал он, отметив, что надо позволить переработчикам самим устанавливать контейнеры под отдельные виды мусора на площадках.
Директор регоператора Северной зоны Свердловской области ООО «Рифей» Федор Потапов объяснил, что это не оптимальный вариант, поскольку теряется сам смысл реформы. «Институт регионального оператора создан для того, чтобы единое лицо занималось отходами, регулировало все, что попадает через него в общий поток обращения, в том числе работало с переработками, отгружало все отходы, собранные региональными операторами. Если мы пойдем по пути, когда каждый участник рынка переработки будет отдельно собирать фракции на контейнерных площадках, то будет хаос. У нас в территориальной схеме не будут учтены потоки, значит, когда мы пойдем нормативы накопления пересчитывать, эти объемы не будут учтены», – сказал он.
Добавим, что пока вопрос со строительством мусоросортировочных станций в Свердловской области остается открытым. Инвестиционная надбавка на эти цели есть только в тарифе Северного регоператора, в Восточной и Западной зонах региона предполагается создание МСК за счет средств инвесторов, но конкретики по этому вопросу нет: в минЖКХ говорят, что интересанты среди представителей крупного бизнеса есть, но официально информация об этом не предоставляется. Согласно региональному законодательству, мусоросортировочные линии в Свердловской области должны заработать к 2024 году. Пока же все коммунальные отходы, объем которых можно будет подсчитать только по итогам года, будут вывозиться на полигоны и просто лежать на земле.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2019, РИА «Новый День»