В Свердловской области оживились археологи, кладоискатели и дайверы – начался сезон «искательства»
В Свердловской области начался сезон раскопок. Поисковые исторические экспедиции и раскопки в области традиционно активизируются с началом летнего периода. В это время организуются профессиональные археологические экспедиции, главным образом, из научных сотрудников и студентов вузов. Вместе с профессионалами деятельность активизируют люди, для которых поиск старины является хобби, а также те, для кого раскопки исторических памятников являются нелегальным заработком – «черные археологи». Впрочем, как отмечают специалисты, все эти искатели занимаются совершенно разными вещами, несмотря на первоначальную схожесть занятий.
Основная часть археологических раскопок проводится на севере Свердловской области. Там большинство территорий для профессионалов являются «белым пятном». «Северные территории мало исследованы, хотя представляют большой интерес, особенно территории на границе с Пермской областью, Северное Зауралье и Приуралье. Там существуют памятники эпохи мезолита. Это поселения, основанные еще до 8 тысячелетия до нашей эры. Большинство археологических экспедиций по области были начаты год или два назад. В этом году у нас организуются раскопки на Кокшаровском холме и под Североуральском – все на севере области», – рассказала «Новому Региону» заведующая лабораторией археологического источниковедения и музеефикации института истории и археологии Наталья Чиркина.
Археологи отмечают, однако, что подобные интересные для археологов места не исследованы только официальной наукой. Так называемые «черные археологи» зачастую организуют нелегальные раскопки намного раньше ученых. «Бывали случаи, когда экспедиция приезжает летом на раскопки кургана, а он уже кем-то был разрыт. В области существуют люди, которые нелегально занимаются раскопками с целью продажи исторических находок на черном рынке. Это люди знакомые с археологией», – рассказал «Новому Региону» заместитель начальника отдела археологических исследований научно-производственного центра по охране памятников культуры Свердловской области Сергей Чаиркин. По его словам, обычному человеку даже не удастся определить ценность исторической находки. Драгоценностей в уральской земле спрятано очень мало, археологи ищут древние предметы быта. Такими предметами в стране могут интересоваться единицы, однако за находки у них можно выручить огромные деньги. Самое плохое в работе «черных археологов» то, что похитители работают с миноискателем и при обнаружении копают не постепенно, а сразу на большую глубину и нарушают культурный слой, отмечает Чаиркин.
По словам археологов, места археологических исследований в Свердловской области, как и на Урале вообще, по большей части неприметны. Курганы, на которых проводятся раскопки, являются поросшими травой холмами, заброшенные исторические поселения могут скрываться в небольших впадинах.
Помимо профессиональных археологов в Свердловской области существуют кладоискатели, занимающиеся поисками предметов старины исключительно в качестве хобби. В Екатеринбурге даже существует общество кладоискателей, однако афишировать свою деятельность его участники не любят. «Нас многие на первый взгляд принимают за «черных археологов», хотя это не так. Мы сотрудничаем с музеями, и находки передаем в дар в качестве экспонатов. Нам интересен сам процесс, это все равно что увлекаться охотой или рыбалкой», – рассказал корреспонденту «Нового Региона» один из кладоискателей.
Территория поисков искателей кладов отличается от интересов археологов. Кладоискателей интересуют более «молодые» находки возрастом 200-300 лет, поэтому поиски часто ведутся вблизи населенных пунктов, неподалеку от действующих деревень. Кладоискатели, правда, отмечают, что сокровищ им тоже найти не удается. Специально раскопать клад практически невозможно: их зарывают на большую глубину, а металлоискатель способен найти под землей металл на глубине 20-30 сантиметров. Кроме того, прибор реагирует на небольшие металлические предметы, а сундук или горшок с монетами может не обнаружить. Кладоискатели уверяют, что за такие поиски даже не берутся. По словам собеседника «Нового Региона», за всю историю существования Екатеринбурга в городе было зафиксировано всего 2-3 случая обнаружения настоящих кладов, и во всех случаях они были найдены случайно – при ремонте дорожного полотна и разборке старых особняков. При целенаправленных поисках кладоискателям удается найти от силы несколько монет. Поиски ведутся чаще всего на основе исторических документов, собственных предположений и догадок. На Урале исторически практики составления карт с указанием местоположения кладов не существовало. Так называемые «кладовые завещания» есть только в европейских областях России.
Пожалуй, самый увлекательный и богатый исторический материал для поисков старины имеют дайверы. На Урале поисками истории под водой занимается дайв-центр «Тритон».
«Водные пути были главными во время освоения Урала. Кроме того, история России богата смутами, бунтами, революциями. Люди постоянно «сидели на кошельке», опасаясь за имущество. И выражение «концы в воду» в такие времена имело прямое значение. В воде можно найти много интересных находок, в том числе, и кладов. В историческом плане интересны реки Чусовая и Тобол и уральские озера», – рассказывает руководитель Уральского дайв-центра «Тритон» Сергей Кондрашин. При поиске дайверы главным образом ориентируются на исторические хроники и предания. За последние годы ими были исследованы несколько подводных пещер, места в районе Денежкиного, Владычного и Оленьего камней. В районе Владычного камня на Чусовой искатели извлекли фрагмент старинной барки – хорошо сохранившийся поворотный механизм и остов руля для управления барки двумя гребцами. У Оленьего камня из-под воды был поднят старинный якорь. Обе находки были переданы в музеи Свердловской области. В этом году дайверы планируют продолжить исследования уральских водоемов в конце сентября. В ближайшие 2 месяца подводные искатели будут проходить учебную подготовку.
Екатеринбург, Маргарита Казимова
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».