Работа российских аэропортов может быть парализована: в России начался дефицит авиатоплива
Российские аэропорты лихорадит. Причина состоит в неожиданно возникшем дефиците авиатоплива и постоянном росте цен на него. Пока сбоев в поставках топлива еще нигде отмечено не было. Но он может возникнуть в любой момент – создавать запасы, которые могли бы гарантировать нормальную работу портов, мешают поставщики, постоянно наращивающие объемы экспорта. Если ситуация выйдет из-под контроля, работа аэропортов будет парализована.
Как сообщил «Российской газете» первый заместитель гендиректора международного аэропорта Уфы Иван Тихонов, если раньше цены на керосин росли раз в квартал, а затем раз в месяц, то теперь – каждые две недели. Авиаперевозчики вводят «топливную надбавку» на стоимость билета, которая в ряде регионов достигает 15 процентов от стоимости билета. Рост цен привычно покрывается из кармана пассажиров. Никто не хочет работать без прибыли, а каждые 15 дней цена керосина растет примерно на 1.000 рублей за тонну. Если в феврале этого года тонна с учетом транспортных расходов стоила 8.200 рублей, то сейчас – уже 14.396 рублей, то есть сравнялась со стоимостью топлива в Европе, где тонна стоит 500 долларов. В некоторых регионах цена керосина уже успела обойти западную. Так, в Екатеринбурге цены с доставкой к самолету достигли 18.030 рублей за тонну, то есть даже на три тысячи рублей дороже, чем d Москве, где авиакеросин стоит 15.157 рублей.
Многие нефтеперерабатывающие заводы уже ввели квоты на отпуск керосина. Заявка того же уфимского аэропорта на 3 тысячи тонн (двухнедельная потребность порта в топливе), по словам топ-менеджера авиапредприятия, будет выполнена только на две трети. Причем поставки идут с самарского и пермского заводов, что добавляет и стоимости топлива и транспортные расходы. Похожая ситуация сложилась в аэропорту города Абакан, куда керосин приходится везти с Дальнего Востока, за 4 тысячи километров. Создавать запасы топлива авиакомпаниям стало практически невозможно.
Проблема с авиатопливом, по мнению специалистов, имеет по крайней мере несколько аспектов. Так, наиболее высокими темпами из страны вывозится именно авиакеросин. По данным центра общественных связей Минпромэнерго, за первые девять месяцев этого года экспорт бензина и дизельного топлива вырос примерно на пять процентов по сравнению с тем же периодом 2003 года, а керосина – на 23 процента. Только в сентябре этого года экспорт керосина составил 75 тысяч тонн, то есть на 8 тысяч тонн больше, чем в августе, а вот вывоз бензина наоборот сократился на 47 тысяч тонн. Налицо искусственное создание дефицита, что уже сказалось на стоимости авиабилетов. Для начала практически все авиакомпании ввели топливные надбавки (от 5 до 20 долларов) к цене билетов, а сейчас постепенно создается угроза бесперебойной работе воздушного транспорта.
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев считает, что в данном случае сплелись воедино два сговора. ФАС только что возбудило дело против авиакомпаний, заподозрив их в сговоре при введении надбавок. «К нам обратились несколько депутатов Госдумы с просьбой разобраться. Но вселенского замаха мы не делаем, сначала надо изучить структуру ценообразования авиакомпаний», – сказал Артемьев. Первопричину «авиакризиса» он видит в топливном рынке: «На 80 процентов рост цен обусловлен нефтяным бумом, на 20 процентов – злоупотреблениями монополистов».
Екатеринбург, Елена Васильева
© 2004, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».