российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Воскресенье, 22 декабря 2024, 21:45 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Екатеринбургский аэропорт «Кольцово»: следующий год будет прорывной

«Новый Регион» презентует новый проект – серию предновогодних интервью с руководителями крупнейших компаний региона об итогах их деятельности в году минувшем и планах на предстоящий 2005 год. Начало проекту положила беседа с первым заместителем генерального директора аэропорта «Кольцово» Михаилом Максимовым. Он рассказал корреспонденту агентства о предстоящей реконструкции аэропорта, о смете, о том, что вызывает тревогу, назвал любимые авиакомпании и объяснил, почему российские самолеты остаются «худшими в мире».

«НР»: Расскажите про реконструкцию аэропорта. На каком этапе сейчас находится строительство нового терминала, чем удивит пассажиров реконструированный «Кольцово»?

ММ: В настоящее время все уже осознали, что аэропорт морально и технически устарел. Требуется привести в порядок здания, помещения, закупить новую технику. Ни для кого не секрет, какие автобусы встречают пассажиров, какой у нас зал прилета. Понятно, что это нужно модернизировать. Как авиакомпании должны покупать новые самолеты, так нам нужно на не меньшую сумму нужно вкладываться. В сегодняшнем «Кольцово» тесно. Поэтому мы строим новый аэропорт. Он появится уже в конце следующего года. Это будет большое современное здание, общей площадью свыше 15 тысяч квадратных метров. В нем предусмотрены удобные зоны для пассажиров, залы для встречающих, места для общественного питания и торговли. Новый терминал будет отвечать всем мировым требованиям. Здание кардинально изменится в плане инженерных систем – все они будут управляться с одного пульта. Это будет «интеллектуальный» терминал. Мы ориентируемся на технологии, которые отработаны на Западе. Информация для пассажиров будет размещаться на специальных мониторах.

«НР»: Что еще нового появится в интерьере «Кольцово»?

ММ: Мы поставили перед архитекторами, дизайнерами задачу найти оригинальную идею для внутреннего оформления терминала: возможно, в нем как элементы будут присутствовать вода, растения ... Очень хочется, чтобы аэропорт получился не казенный, а стильный. Конечно, основная наша задача – сделать его удобным для пассажиров, чтобы не было тесно в тех местах, где происходит естественное накопление людей, к примеру, перед паспортным контролем. Все это в новом терминале учтено.

«НР»: Какова стоимость реконструкции и на каком этапе сейчас находится строительство?

ММ: Стоимость нового терминала составляет 25 миллионов долларов. На текущую работу выделено порядка 10 миллионов. В настоящее время закончены все проектные работы, получена необходимая документация, заложен фундамент, начинается возведение каркаса. К весне будет закрыт тепловой контур и фасад, начнутся внутренние работы по отделке и монтажу оборудования. Сдача терминала намечена на конец 2005 года.

«НР»: Какие преимущества есть у «Кольцово» по сравнению с другими аэропортами УрФО?

ММ: Во-первых, мы самый крупный аэропорт в Уральском федеральном округе. «Кольцово» вообще крупнейший по России, после Питера и Москвы. Во-вторых, нигде в аэропортах не осуществляется такой масштабной программы реконструкции как у нас. Деньги под аэропортовую деятельность найти не просто. В данном случае их предоставил стратегический акционер, компания «РЕНОВА». Ну и, в-третьих, у нас очень удачное расположение на территории России.

«НР»: Как можно использовать выгодное географическое положение?

ММ: В России города между собой очень плохо связаны, уровень внутриавиационных перевозок очень низкий. К примеру, в США от всего пассажиропотока на авиалиниях только 8 процентов приходится на международные рейсы, а все остальные пассажиры летают внутри страны. В России все наоборот. Поэтому мы, как находящиеся в центре страны, должны воспользоваться ситуацией и стать центральным транспортным узлом для соединения между собой, в первую очередь, российских городов. Это даст ощутимые преимущества не только аэропорту, но и региону. Там, где есть соединение всех городов между собой, автоматически гораздо быстрее начинает развиваться деловая активность. Это дает мощный импульс развитию территории.

«НР»: В чем заключается основная проблема на пути создания хаба в Екатеринбурге?

ММ: Самое сложное – это развитие маршрутной сети, которое зависит от авиакомпаний. Главный вопрос в создании здесь хаба – это все-таки не реконструкция аэропорта, а работа авиакомпании. Конечно, для нее должны быть созданы все условия, технологии обслуживания транзитных пассажиров, транзитный коридор, аэропорт должен отвечать необходимым стандартам. Но все равно, маршрутную сеть формирует авиакомпания. В наших реалиях сложно накатывать новые маршруты, потому что никто не знает, будут они прибыльными или нет. Главное, о чем мы сейчас думаем, это каким образом нам выстроить отношения с авиакомпаниями, чтобы они тоже заинтересовались и стали принимать активное участие в создании хаба в Екатеринбурге.

«НР»: По какому принципу вы разделяете для себя авиакомпании? Можете назвать самую любимую или самую дисциплинированную?

ММ: С точки зрения дисциплины надо отметить, что особых проблем у нас не возникает. Все авиакомпании дисциплинированные. В «Кольцово» навели финансовый порядок и теперь все авиаперевозчики находятся в одинаковых условиях. А с точки зрения любимой компании… чувства самые патриотические. У нас ведь есть местная авиакомпания, своя, родная – «Уральские авиалинии» и тут нечего говорить, что она для нас приоритетная. Она обеспечивает основной пассажиропоток через аэропорт, занятость большому количеству людей, которые живут в нашем городе. И она для нас наиболее понятный партнер, который тоже заинтересован в развитии Екатеринбурга и Свердловской области. Другие авиакомпании не так сильно в этом заинтересованы, потому что кто-то в Москве базируется, кто-то в Питере, у них свои проблемы в своих аэропортах. Мы с заинтересованностью и тревогой следим за развитием «УА».

«НР»: Что же вызывает у вас тревогу?

ММ: Рынок авиаперевозок высококонкурентный. Некоторые авиакомпании очень активно развиваются, покупают новые суда, наращивают свою финансовую мощь, географию полетов. Но некоторые и разоряются. Наглядный пример – ситуация с уральскими туроператорами. После прихода турфирм федерального уровня местных операторов убавилось.

«НР»: Вы опасаетесь, что то же получится с «Уральскими авиалиниями»?

ММ: С «УА», я уверен, такого не случится, потому что мы вместе работаем над тем, чтобы компания развивалась. Я в данном случае оптимист.

«НР»: Что будут делать «Уральские авиалинии», если придут московские авиакомпании, и, также как и туроператоры, начнут активно демпинговать?

ММ: Это основной вопрос, который вызывает у нас тревогу. Федеральные компании, неся убытки в одном регионе, компенсируют их за счет прибыли в других территориях. Местные туроператоры не смогли выдержать конкуренции, потому что они в других регионах не получают доходов, а убытки несут такие же. Плюс разный финансовый потенциал, т.н. credit-power. Аэропорт со своей стороны просто старается не допускать такой глупой конкуренции, которая ни к чему не ведет. Если «УА» перестанут существовать здесь как базовая авиакомпания, то с нашим портом случится то же самое, что произошло с Челябинским. Это будет «конечный» порт, где много рейсов в день на Москву, и отсутствует прямое сообщение с другими городами.

«НР»: Есть ли такие федеральные авиакомпании, от которых можно потенциально ожидать удара в спину?

ММ: Есть. Такие случаи уже были, когда крупные операторы за счет демпинга поглощали более слабых и выдавливали их с рынка. Раньше этот процесс удавалось сдерживать, потому что до этого никто особо не смотрел на рынок авиауслуг и серьезно им не занимался. Но это, наверное, вопрос времени. В любом случае произойдет обострение конкурентной борьбы, и тогда всех проверят на прочность.

«НР»: «УА» будут покупать новые самолеты?

ММ: Они периодически покупают. Сейчас они рассматривают вопрос покупки иностранных судов: аэробусов или боингов. Купят-не купят – это уже их решение. Им необходима новая техника для того, чтобы успешно конкурировать с другими авиаперевозчиками.

«НР»: «УА» постоянно повышают цены на билеты. Какие меры предпринимает «Кольцово» для того, чтобы сдерживать рост цен на авиаперевозки?

ММ: Степень нашего влияния на цену билета очень ограничена. Сумма, которую аэропорт получает с авиакомпаний за свои услуги, составляет примерно 10 процентов от стоимости билета. В аэропортовые сборы входит обслуживание пассажиров, плата за посадку и некоторые другие расходы. Если мы станем работать бесплатно, то стоимость билетов понизится на 10 процентов. Именно эти 10 процентов – это возможность нашего влияния на цену билета. Раз в год наши тарифы регулируются. В этом году мы приняли решение не повышать стоимость своих услуг, потому что существует угроза значительного снижения объема авиаперевозок из-за ситуации на рынке нефти и резкого роста стоимости авиационного топлива. В настоящее время порядка 50 процентов от стоимости билета составляет топливо. За этот год цена на авиакеросин вслед за нефтью возросла на 70-80 процентов. Такой сумасшедший рост главной затратной статьи для авиакомпании вынуждает их серьезно повышать стоимость своих услуг. Но здесь и они, и мы – заложники ситуации, и ничего с этим поделать нельзя. Авиакомпании стараются сдерживать свои издержки, ужимаются по-максимуму. Но с таким основополагающим фактором, как рост цены на нефть, никто не справится. Очень много авиакомпаний в мире разоряются из-за этого. Надо сказать, что Россия находится в худшем положении, потому что вся наша техника потребляет гораздо больше горючего, чем импортная. Наши самолеты крайне «прожорливые».

«НР»: Каким образом на работе аэропорта «Кольцово» отразился рост стоимости авиационного топлива?

«ММ»: Рост цен на топливо в первую очередь влияет на жителей, потому что именно им приходится оплачивать увеличение цен на нефть. Во всем мире происходит спад авиаперевозок, а у нас небольшой рост. Объем авиаперевозок определяется двумя факторами: ростом экономики и стоимостью перевозки. У нас, к счастью, экономика на подъеме, уровень благосостояния граждан растет. Здесь идет борьба двух факторов. С одной стороны, увеличение стоимости билетов, с другой стороны, увеличение количества людей, потенциально готовых летать. Мы заинтересованы в том, чтобы пассажиропоток не падал, потому что траты аэропорта постоянные, независимо от того, 1 человек через нас пролетит, или 1 миллион. Поэтому со своей стороны мы стараемся сделать все возможное, чтобы сдержать рост стоимости авиаперевозок. Как аэропорт мы можем повлиять только на те 10 процентов, которые заложены в себестоимость билетов. Наиболее сложное положение у туроператоров и авиакомпаний. В ноябре они продают турпакеты на рождественский отдых. Спустя два месяца стоимость перелета значительно повышается из-за роста цены авиатоплива. Туроператор вынужден либо в убыток для себя отправить пассажира, либо просить его заплатить т.н. топливную надбавку. Еще несколько месяцев назад мы говорили, что бороться с этой проблемой можно только двумя способами: либо закладывать резерв в стоимость турпутевки, либо закупать топливо в запас. Что касается второго варианта, то аэропорт готов был предоставить емкости для хранения дополнительного резерва керосина для программ туроператоров или авиакомпаний. Но до сих пор этим предложением никто не воспользовался. Возможно, это объясняется тем, что сейчас прогнозируется снижение цены на топливо.

«НР»: Сейчас наметилось снижение цены на нефть, но продолжает увеличиваться рост стоимости авиатоплива. Существует ли вероятность ценового сговора между продавцами топлива?

ММ: В этом месяце увеличение цены на топливо в России, по нашей информации, происходит исключительно из-за дефицита. Каким-то образом в России сложился дефицит авиатоплива. Такая проблема коснулась челябинского аэропорта: они не могут закупить авиакеросин ни по каким ценам, его просто нет. Отчасти это вызвано тем, что за рубежом топливо дороже и часть его уходит за границу. Не думаю, что здесь существует ценовой сговор. Это объективная реальность, в связи с тем, что нефть дорожает, и внутри страны сложился недостаток горючего.

«НР»: На прошлой неделе возникла нештатная ситуация с рейсом «Екатеринбург - Санкт-Петербург», самолет долго кружил над аэропортом и в конце концов совершил вынужденную посадку. Как часто в «Кольцово» происходят такие ситуации?

ММ: У всех российских авиакомпаний примерно одинаковая статистика по нештатным посадкам. У нас в аэропорту чаще всего такое случается с «Уральскими авиалиниями», но это объясняется тем, что наибольшее количество рейсов осуществляют именно они. Вообще, такие посадки, как правило, происходят из-за потенциально возможной угрозы. Даже небольшой процент риска всегда учитывается. Когда есть хоть какой-то намек, хоть какая-то опасность, то самолет сразу возвращается. Лучше перестраховаться, как это и было с рейсом на Петербург. К безопасности полетов предъявляются очень высокие требования: малейшее отклонение, сразу объявляется нештатная ситуация. Перестраховка – это правильно. А критических и катастрофических ситуаций, их нет.

«НР»: Какие меры предпринимает аэропорт для обеспечения безопасности полетов пассажиров?

ММ: Вопрос безопасности – это вообще очень серьезный вопрос. Если сравнивать с другими аэропортами, то у нас ситуация обстоит лучше, потому что мы много средств тратим на обеспечение авиационной безопасности. После произошедших терактов были выставлены новые нормативы и требования. Мы первоочередно профинансировали все необходимые мероприятия: закупили новую технику, существенно увеличили штат службы авиационной безопасности (САБ). Но в ситуации с терроризмом на первое место выходит не столько техническое оснащение, сколько подготовленность персонала САБ, умение выделить из потока потенциально опасных пассажиров. Основной упор у нас делается на человеческий фактор, потому что это наиболее слабое звено в части обеспечения безопасности любого объекта, не только аэропорта. У нас есть и специальные методики, по которым обучают персонал. Но и они не дают 100-процентной гарантии. Периодически мы выявляем предметы, запрещенные к авиаперевозке, иногда с паспортами бывают вопросы. Это обычная работа, которая была и раньше.

«НР»: Можно сказать, что после терактов у уральцев появилась аэрофобия, что люди стали бояться летать?

ММ: Я думаю, что нет. Из всех угроз, которые нас преследуют, возможность теракта во время полета самая маловероятная. Я летаю очень много и могу судить по себе – на мне теракты не отразились. На наших дорогах опасностей гораздо больше, чем в полете. Есть некоторые группы людей, которые в принципе боятся летать. Теракты, конечно, всегда вызывают определенное волнение, даже у тех, кто часто летает. Но потом это быстро проходит.

«НР»: Завершить беседу хотелось бы на более приятной теме. Поэтому такой традиционный предновогодний вопрос: ваши планы и цели на 2005 год?

ММ: Следующий год будет прорывной для аэропорта, потому что все воочию увидят результаты деятельности нового акционера. В 2003 году в «Кольцово» пришла компания «РЕНОВА», которая предоставила большие средства для развития аэропорта, и весь прошедший год у нас шла большая работа по кардинальному изменению вида нашего аэропорта. Самая близкая для нас задача на следующий год – это открытие нового цеха бортового питания. Он уже практически построен. Это будет большой современный цех, кардинально отличающийся от того, что был у нас до этого, и от того, что есть в большинстве городов России. Мы надеемся сразу после праздников завершить работу и уже в феврале открыть цех. Но главная задача, конечно же, это строительство нового международного терминала, который позволит кардинально изменить качество обслуживания пассажиров в аэропорту и значительно улучшит лицо города. У нас – два основных приоритета: масштабная реконструкция аэропорта и расширение географии полетов – это, в конечном счете, приведет к развитию Екатеринбурга и Урала в целом.

Екатеринбург, Ирина Виноградова

Екатеринбург. Другие новости 15.12.04

«Дело екатеринбургских авторитетов» обошлось заказчикам в 500 тысяч долларов. / В Тавде объявили голодовку сотрудники градообразующего предприятия. / Судьбу Александра Хабарова решит суд. У авторитета появился высокопоставленный заступник из команды Росселя. Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2004, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках