Начало 2005 года ознаменовалось несколькими пресс-конференциями молодого министра внешнеэкономических связей Свердловской области Виктора Кокшарова. Чиновник и дипломат без устали отчитывался перед журналистами о проделанной работе: новых заграничных маршрутах губернатора Росселя, об укреплении экономических связей региона с ведущими мировыми державами, об открытии в столице Урала все новых и новых иностранных консульств. Своеобразным бенефисом зимней активности министра стало развернутое интервью, которое он дал корреспонденту «Нового Региона» Полине Румянцевой.
«НР»: Виктор Анатольевич, вы захотели дать интервью нашему агентству, рассказать о целесообразности открытия в столице Урала многочисленных диппредставительств…
В.К.: Создание любого консульского учреждения – это, прежде всего, результат межгосударственной договоренности. Мы, со своей стороны, тоже прилагаем большие усилия и проявляем инициативу. Почему для нас это важно? Потому что дипломатическое представительство несет с собой резкое увеличение и интенсификацию контактов с зарубежными странами. В первую очередь, конечно же, контактов торгово-экономических. Бизнесмены любой страны охотнее идут на контакт, зная, что на месте есть один или несколько человек, которые смогут защитить их интересы, обеспечить их необходимой информацией, посоветовать, с кем встретиться, как завязать деловые отношения. Открытие сначала генерального консульства США, потом генерального консульства Великобритании и других диппредставительств показало, что на самом деле это приносит очень серьезные результаты. Когда мы выезжаем за рубеж или принимаем высоких иностранных гостей в Екатеринбурге, мы обязательно обсуждаем вопрос об открытии здесь дипломатического представительства. Дальше уже вступает в дело министерство иностранных дел и государственные органы. Они ведут длительные переговоры. Это же не просто так – вот решила та сторона, что надо создать консульство в Екатеринбурге и все тут. Нет, для этого должны быть учтены все интересы.
«НР»: Например, как в ситуации с консульством Германии?
В.К.: Мы ставили вопрос по консульству Германии очень-очень долго, постоянно долбили в одну и туже точку, но почему этот вопрос решился только сейчас? Потому что российской стороне нужно было, чтобы германская сторона учла ее интересы. Германская сторона хотела создать консульство в Калининграде, наша сторона хотела создать консульство во Франкфурте и решить вопросы с размещением генерального консульства в Мюнхене. Здесь идет очень долгий процесс переговоров экспертов. Вот когда все вопросы решаются, подписывается либо межправительственное соглашение, либо соответствующее распоряжение правительства РФ. В вопросе с Германией они уже подписаны. И дальше мы уже включаемся для того, чтобы обеспечить техническую сторону по размещению представительства. В конце февраля или начале марта к нам подъедут эксперты из Германии. С ними будем уже конкретно вести переговоры по тому, каким условиям должно отвечать помещение для генерального консульства, сколько квадратных метров должно быть, где оно должно быть расположено и так далее. Они нам скажут свои условия. Мы, исходя из этих условий, начнем подбор и согласование помещения, чтобы оно отвечало всем требованиям. В том числе и по охране.
«НР»: Какую прибыль приносят консульства? Насколько они рентабельны?
В.К.: Эффект от консульства синергетический. То есть он такой многократный. Скажем, Соединенные Штаты открыли свое консульство и сегодня для нас США – ведущий торговый партнер. Правда, в прошлом году они немножко уступили Тайваню. Но, так или иначе, они занимают первое или втрое место по товарообороту. Он колеблется на уровне 800 млн. долларов в год. Великобритания является тоже нашим важнейшим торговым партнером. Товарооборот с нею тоже растет постоянно. В прошлом году он составил 179 миллионов долларов. Такая же тенденция наблюдается и по Чехии, по Кыргызстану. Вот почему мы всячески приветствуем создание здесь дипломатических представительств.
«НР»: А не опасно ли для области открытие здесь консульств таких стран как Азербайджан, Китай? Мы же открываем двери не только для бизнеса, но и облегчаем проникновение на Урал криминала?
В.К.: Мне кажется, это стереотипы. Консульство – это логическое развитие отношений между странами. Например, американцы. Они же не боятся устраивать свое посольство в Азербайджане. И Азербайджан организует свое посольство в Вашингтоне. И это прекрасно, потому что надо работать, устанавливать контакты. Ну, хорошо, если даже представитель азербайджанской диаспоры нарушил правила пребывания в стране или, не дай бог, совершил какое-то криминальное действие. В первую очередь к кому мы должны обращаться-то? В дипломатическое представительство. Если нарушитель, например, гражданин Азербайджана, то его консульство в первую очередь и должно им заниматься. А не наши органы правопорядка, которые ломают голову, как выслать нарушителя, или решить с ним какие-то другие вопросы. То же самое и по китайской диаспоре. Мы должны бороться с нелегальным проникновением сюда китайских мигрантов, сделать этот поток управляемым и легальным. И китайское консульство очень даже необходимо, даже исходя из этого вопроса. Нельзя жить межэтническими стереотипами, стереотипами национальной розни. Наоборот, и с азербайджанцами надо дружить, и с кем угодно – с любым народом мира. Потому что подонки есть в любой стране, в любом обществе. Среди русских их что ли мало? Надо вообще тогда запрещать создание российских представительств, в том числе и в Азербайджане. Мы можем, конечно, закрыться. Хорошо, давайте поставим посты, скажем, что Свердловская область закрыта для всех. И что? И мы будем прекрасно жить что ли? Нет. Мы же живем в глобализирующемся мире, в мире глобальной экономики! Поэтому нам тем более нужно поддерживать отношения со странами СНГ, где нас знают, где нас ждут, где знают нашу продукцию. Нельзя ставить барьеры, нам нужно всячески способствовать развитию взаимоотношений.
«НР»: А в ситуации с Туркменбаши и так называемой «газовой войны»?
В.К.: То же самое и с Туркменистаном. Как это не надо дружить с Туркменбаши? Поймите, Россель не пытается никому себя противопоставить. Мы действуем по инициативе МИДа РФ. Министерство считает, что нужно поддерживать отношения с Туркменистаном. Тем более что у нас в этом вопросе очень большие интересы. Мы же не с политическими целями собираемся туда ехать. В первую очередь мы опросили наши предприятия. Спросили у них: нужно ехать в Туркменистан? Все сказали в один голос: очень нужно! Туркменистан – это богатая страна, это нефть и газ. И им нужна наша продукция. Но без политических контактов предприятиям нашим очень трудно туда заходить. У нас растет товарооборот, но пока очень незначительно. А между тем сами туркмены считают нашу Трубную металлургическую компанию своим стратегическим партнером. Вы скажите Пумпянскому, что он идиот, что ему не нужно с Туркменистаном работать? При чем тут личность Туркменбаши? Есть народы и есть бизнес. Они не должны ограничиваться какими-то границами! Те же самые американцы, немцы, турки, французы – они хорошо работают с Туркменией. Их никакая личность не интересует! Им нужно бизнес развивать. Им нужно, чтобы процветала их собственная промышленность, их экономика. А это достигается только за счет того, что развиваются экономические контакты.
«НР»: У губернатора в этом году очень напряженный график поездок. Можно поподробнее – куда поедет, с какими целями?
В.К.: Губернатор – главный лоббист нашего бизнеса, нашей экономики. Любая поездка, переговоры с любым политическим деятелем это, в первую очередь, решение целого спектра экономических вопросов. Ближайшая поездка Росселя – в Будапешт. Она была согласована с министром внешнеэкономических связей РФ Сергеем Лавровым. Он сказал: езжайте в Будапешт, потому что венгры хотят развивать отношения с регионами РФ. В Свердловской области венгры хотят открыть отделения торговых представительств. Наша задача – своими средствами, которые у нас есть, поддерживать федеральную линию, федеральную политику, наполнять ее реальным содержанием. Сколько бы не было красивых политических деклараций сверху, если не будет еще и поддержки снизу, они могут так и остаться на бумаге. Мы везем с собой в Венгрию очень солидную деловую делегацию, у нас есть вопросы экономического плана, которые мы хотим обсудить… Наши железнодорожные колеи заходят на 30 км вглубь Венгрии, там можно сделать склады для перевалки грузов. Через эту колею можно переходить на нашу ветку, а потом через Екатеринбург можно куда угодно грузы направлять со всего Евросоюза.
Помимо Венгрии согласуются вопросы, связанные с поездкой на международную промышленную ярмарку в Германию. Это будет апрель. Там будет президент Путин и канцлер Шредер. Там будет день России, будет серьезная экспозиция.
22-23 марта Россель отбудет с визитом в Армению, по приглашению премьер-министра страны. Ведь в чем проблема наших предпринимателей, особенно в странах СНГ? Там специфическая система управления. От решения, или, скажем так, от одобрения высшего руководства зависит состояние и содержание экономических контактов. И все эти поездки нужны не губернатору! Ну наездился он уже, в конце концов! Встречался с самыми высокими руководителями! Он ездит не для того, чтобы лишний раз прокатиться, а для того, чтобы лишний раз «протолкнуть» наш бизнес.
Помимо того, будут встречи с премьером Армении, это уже во второй половине года. Также планируем установить тесные связи с Баварией. Это ведущая земля ФРГ по экономическому развитию. Там штаб-квартира таких концернов как БМВ, Сименс и целого ряда других. Там очень развиты высокие технологии. И если нам все удастся, то мы совершим визит туда. Но предварительно мы планируем принять деловую делегацию Баварии здесь, это будет в первой половине года.
«НР»: А кого в этом году ждем в гости?
В.К.: Ждем в гости очень много иностранных делегаций, очень много. Буквально в первых числах марта приезжает группа по подготовке форума датского бизнеса. Этот форум будет возглавлять принц Датский. А к нам приезжает делегация во главе с министром, будем вести переговоры, конкретно договариваться, как и где будет проходить этот форум. Наша задача – предоставить все условия для того, чтобы бизнесмены приехали, встретились с нашими бизнесменами, провели переговоры, а из этого потом выросли контракты и соглашения. В мае к нам приедут бизнес-делегации из Генуи. Будет и крупное культурное событие – приезд скрипки Паганини, будет концерт. Планирует приехать и делегация из Пьемонта. Потом осенью, в октябре у нас будет так называемая «французская неделя». Ожидается очень крупный десант французских бизнесменов. Тоже все это будет сопровождаться целым рядом культурных мероприятий: и показом мод, и демонстрацией кухни, и вин.
2-3 марта к нам приедет делегация немецких предпринимателей. 20 февраля будет делегация германского Фонда прямых инвестиций. У них капитал оценивается в 750 миллионов евро, и они планируют его расширять. Приедут человек 20, посетят наши предприятия, чтобы посмотреть область на предмет прямых инвестиций.
Много гостей ожидается и на Российский экономический форум. Он состоится 19-20 мая. Планируем пригласить делегацию СНГ. Мы будем проводить и Второй Евроазиатский машиностроительный форум – с 7 по 9 июня, в Екатеринбурге. И приглашаем очень большое число фирм и организаций из многих стран, в том числе из СНГ, Франции, Финляндии, Германии.
«НР»: Есть информация, что в 2006 году в Екатеринбурге, возможно, пройдет саммит Большой восьмерки. Так ли это?
В.К.: Это пока только предложение. Идею подал нам посол РФ в Великобритании Карасин. В 2006 году Россия будет председательствовать в Большой восьмерке. Посол предложил нам обратиться к федеральному центру и предложить ряд мероприятий, которые будут проходить (а их будет достаточно много в рамках этого председательствования), провести здесь, в Екатеринбурге. А почему бы на самом деле и нет? Ведь это для нас важно. Внимание всего мирового сообщества привлекается к Екатеринбургу. Хотя, конечно, это и проблема. Вы просто не были свидетелями того, как мы готовили саммит Путин – Шредер. Мы месяцами, а особенно последний месяц, не вылезали из-за рабочего стола, разрывались телефоны, невозможно было! Но провели же! Это ведь имиджевое мероприятие для всего Среднего Урала. Нас узнали на Западе, после этого были заключены определенные контракты. И именно там, на саммите, был решен вопрос по открытию в Екатеринбурге консульства Германии.
«НР»: А наш город, его инфраструктура выдержат такое мероприятие?
В.К.: Я считаю, что за последние полтора года в этом плане в Екатеринбурге есть большие подвижки. Инфраструктура развивается. Есть, конечно, большая проблема с дорогами, с финансированием дорожного фонда. Финансовые потоки сейчас изменились и дорожный фонд оказался практически загубленным. Раньше на дороги выделялось 8 миллиардов рублей, сейчас 3. Но все равно, чем больше будем привлекать инвестиций, в том числе и иностранных, тем больше будет денег в бюджете, в том числе и на дорожное строительство. И гостиницы тоже строятся. И наконец-то в городе появится первая сетевая гостиница. Этой осенью будет открытие. Ведь до сих пор у нас иностранцы задумываются куда поехать! «Атриум Палас Отель», ладно, он входит в систему мировых торговых центров. Но это же пятизвездочная гостиница, это же заоблачные цены! Трехзвездочной сетевой гостиницы с сервисом на международном уровне у нас не было. И вот она появится. Ура! Слава богу! Будет, где размещать иностранцев. А за ней и другие пойдут. И они зададут уровень сервиса для всех остальных, для тех, которые не входят в сеть. И другие будут тянуться за ними, иначе не выживут на рынке.
«НР»: Вы сами много объехали стран? Можете выделить любимые?
В.К.: Я в должности министра внешнеэкономических связей не так долго. До этого работал в министерстве. Я много посещал стран и без привязки к министерству. Во-первых, я как преподаватель университета, ездил и участвовал по программам обмена, программам молодых лидеров в качестве профессора, лектора. Был и в Германии, участвовал в программах фонда Джона Смита в Великобритании, в программе Эйзенхауэра в США. Если посчитать, видел около 20 стран.
«НР»: А есть любимая страна?
В.К.: Любимая? Европа вообще-то любимая. Чем Европа отличается от США? Европа дышит историей культуры. Традиции на каждом шагу. Ведь если в США зданию больше ста лет, оно уже считается национальным памятником. А в Европе все тысячелетиями пронизано. Там же если собор стоит готический, то ему около тысячи лет! Или Колизей в Риме, которому несколько тысяч лет! Вот это мне очень нравится. И потом Европа очень многогранна. Она не унифицирована. То есть в каждой стране и даже в каждой местности есть свои какие-то обычаи и история. Все разное.
Любимые страны – Германия и Шотландия. Германию очень люблю, потому что люблю культуру этой страны, язык очень люблю.
«НР»: Сколькими языками владеете?
В.К.: Свободно – двумя. Английским и немецким. Французский, испанский так себе, нормально. В них нет потребности, ведь у нас контакты в основном с англоязычными и немецкоязычными странами. Поэтому в немецком и английском больше практики.
«НР»: Ваш предшественник на этом посту ушел в политику. Теперь он спикер в ППЗС. У вас есть какие-нибудь политические амбиции?
В.К.: Вы знаете, есть две категории людей, которые работают в системе государственного управления: это технократы и политики. Я себя отношу к технократам в хорошем смысле этого слова. Я чувствую, что я специалист в данном направлении. Я не тщу себя никакими политическими амбициями, я не политик. Моя главная задача – продвигать нашу область, создавать условия для того, чтобы у людей было больше контактов.
«НР»: То есть ваша работа вас полностью устраивает? Это то, в чем вы можете полностью реализоваться?
В.К.: Могу реализоваться, да. Но понимаете, если не будет этой работы, я уйду обратно в университет, я буду преподавать. Я, в общем-то, по субботам этим и занимаюсь, потому что иначе не получается. Я чувствую, что я востребован как преподаватель. У меня не стоит вопрос трудоустройства.
«НР»: Расскажите о своей семье?
В.К.: Я семьянин. У меня есть жена, дочка, ей 15 лет. Заканчивает школу. Есть уже мысли, куда поступать. Пойдет не по моим стопам. Она очень хорошо рисует и учится в архитектурном классе. Хочет в архитектурную академию. Видимся с семьей по выходным, по вечерам, за чаем, когда не в командировке. Семья для мужчины очень важна, семья и работа. Без чего-то одного человек не может уже существовать.
«НР»: То есть вы отдыхаете с семьей?
В.К.:Да, отдыхаю в семье. Люблю прогуляться на свежем воздухе. Люблю водить, особенно за рубежом. Беру машину и сам составляю график поездки, беру семью, и показываю им места. Это тоже один из плюсов нового времени – открытость границ.
Екатеринбург, Полина Румянцева
Екатеринбург. Другие новости 21.02.05
Пьяный молодой человек застрял на карнизе многоэтажки, пытаясь попасть к себе домой через балкон. / Администрация Новоуральска: голодовка не поможет заводчанам в получении долгов. / Жительница Краснотурьинска 20 лет отказывается получать пенсию. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».