AMP18+

Екатеринбург

/

Интервью

/

Управление Росреестра по Свердловской области: Нет ни одного примера, когда банкротство закончилось финансовым оздоровлением Интервью «Нового Региона»

Официально признано, что 2009 год стал самым «кризисным» за весь период экономической нестабильности. Этот тезис неоднократно подтверждали как власти, так и жизнь. Не проходило и дня, чтобы не появилось нового сообщения об очередном судебном иске о банкротстве. Сотни дел о несостоятельности заводились по просьбам самих должников и налоговых служб. «Новый Регион» повстречался с замруководителя Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Надеждой Рудиной, которая рассказала, почему в России так сложно бороться с банкротством, что ждет проблемные ЕРЗ, БЭМЗ и АМУР, и как справляются со своими обязанностями арбитражные управляющие.

– Надежда Николаевна, почувствовало ли ваше ведомство уход кризиса из реального сектора экономики? Снизилась ли в Свердловской области динамика по делам о банкротстве?

– Мы пока в Свердловской области (по которой кризис ударил больней, потому что это промышленный регион) не очень почувствовали это.

В некоторый степени о положении дел можно судить по деятельности арбитражного суда, который регулирует деятельность о банкротстве. Если раньше ежедневно мы получали по 60-70 судебных определений, сейчас их стало гораздо меньше. Зато стало больше приглашений на собрания кредиторов и выборы арбитражных управляющих. Т.е. процедура сдвигается: шквал заявлений на возбуждение дел о внешнем и конкурсном управлении спал, но в производстве у судей все равно огромное количество дел. При этом нельзя забывать, что с недавнего времени к ним добавились дела о банкротстве физлиц. У одного судьи в производстве от 20 до 40 дел о банкротстве.

В процедуре банкротства задействуются силы нескольких ведомств, поэтому при нашей службе была создана межведомственная комиссия, которая работает по прецедентам. Дело в том, что в ходе дел всплывает большое количество законодательных пробелов – нам приходится обсуждать их по ходу работы. В поисках внесудебных механизмов урегулирования и работают в этой комиссии представители Пенсионного фонда, налоговой службы, Арбитражного суда, саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

– В чем же выражаются такие недостатки и как их устранить?

– Одна из главных проблем – реальное оздоровление экономической ситуации на предприятиях-банкротах. Еще не скоро мы сможем успешно влиять на финансовое оздоровление и «подтягивать» предприятия. Деление долгов на «важные» и «не важные», порядок их выплат – все это очень спорно. Когда доходит очередь до кредиторов, то у нас многие остаются вообще без средств – кто-то по очереди что-то получит, а кто-то совсем ничего. Но специалисты Управления строго следуют букве работающего Закона о банкротстве. И если арбитражный управляющий, например, Березовского автопредприятия не соблюдал очередность выплат, и произвольно, не согласуя с законом, расставлял приоритеты – взносы в Пенсионный фонд или зарплата рабочим, – то и наше требование было поддержано арбитражем и руководитель оштрафован.

– Как-то можно на начальном этапе предотвратить вывод заводских активов?

– Контролировать эту ситуацию очень трудно. Есть предложение теоретиков права отслеживать сделки при регистрации права собственности. Ну и что? У нас заявительное право – если заявитель пришел и подал пакет документов без нарушений закона, судов, без ареста имущества и даже если мы знаем, что предприятие банкротится, – у нас нет никакого права и оснований ему препятствовать. И если мы даже это сделаем, то он пойдет в суд, и мы стопроцентно проиграем.

Еще одно предложение – налоговой службе сообщать нам, где три месяца не платят налоги и зарплату. Ну и что? Даже если мы это узнали, мы не сможем повлиять на ситуацию. Таково законодательство.

– Для каких отраслей свердловской экономики наиболее свойственны реальные банкротства?

– Мелкие фирмы – таких процентов 80. Основной причиной является слабая работа руководства. Очень многие, став собственниками, начинают «набивать карманы»: покупать дома, дорогие машины, вместо того, чтобы вкладывать средства в производство. В общем, многое идет от неумелого управления.

Также большие проблемы у нас с леспромом. Притом, что у предприятий этого сектора шансов выжить было гораздо больше – у того же Лобвинского комбината. Сырье всегда есть – если вы делаете качественную продукцию, то и спрос всегда будет. Что касается крупных производств наподобие НТМК, то у них тоже много разных проблем. Тем не менее, собственники находят способы удерживаться на плаву и не запускать положение.

– Может быть, некоторые областные предприятия проще ликвидировать, чем спасать?

– Есть такой подход. Его сторонники считают, что проще найти активного, интересного собственника с хорошим производством, а проблемный актив перепрофилировать. Безусловно, если такие находятся, будет эффективней – с той же самой Лобвой. Но это большие траты и чьи-то судьбы. Хорошо, если в Екатеринбурге человек может себя применить, а что делать в Лобве, где кроме завода, леса, волков, бедных огородов и тяжелого климата ничего больше нет?

Социальный фактор очень важен и в определенной мере мешает принять категоричные и может быть, верные решения. Ну что делать? Если социальный фактор можно было бы откинуть, наши предприятия уже давно бы встали на нормальные рельсы. И половину из них мы бы точно ликвидировали.

– Сейчас в Свердловской области взят активный курс на акционирование ГУПов – что Вы думаете на этот счет?

– Дать полный анализ мы пока не готовы. Но, конечно, нужно ситуацию с ГУПами менять, это верно.

– Не очень радостную картину Вы обрисовали… А как проявляют себя арбитражные управляющие, назначенные на предбанкротные заводы?

– Что касается арбитражных управляющих. Они действуют в соответствии со ст. 20 Закона о несостоятельности и банкротстве. Нам повезло – в Свердловской области есть филиал Российской правовой академии при президенте, и здесь проходит обучение арбитражных управляющих. Но проблема в другом – выбор арбитражных управляющих очень несовершенен, это своего рода «рулетка». Ведь подается масса заявлений, прошлый год в этом плане был критическим. Возьмем для примера маленькое предприятие ЗАО «Медтехника» из Нижнего Тагила. Для него выбирают арбитражного управляющего из Владивостока. Изначально это делалось из лучших побуждений – чтобы не было сращиваний интересов и коррупции. Ведь управляющий может сделать все что угодно, например, провести фиктивное банкротство. Тем не менее, качество работы приезжих управляющих оставляет желать лучшего из-за незнания местной специфики, невыстроенных отношений с коллективом, партнерами и смежниками по отрасли.

– Конкретно по Свердловской области как Вы оцените работу арбитражных управляющих?

– У нас в регионе нет ни одного примера, когда бы процедура банкротства предприятия закончилась его финансовым оздоровлением. Закон тут не срабатывает – гораздо дешевле возбудить конкурсное производство, реализовать остатки имущества, раздать деньги, а затем ликвидировать. В итоге страдают люди, они теряют работу и деньги. При этом практически в 60% случаев инициаторами исков о несостоятельности выступают налоговые службы: нет текущих платежей от предприятия – подается иск.

Управление контролирует работу СРО арбитражных управляющих. За прошедшие полгода к нам поступило 107 жалоб на действия арбитражных управляющих, в результате которых мы вынесли 4 постановления о прекращении дел, составили 15 протоколов. По ст. 1.14 КОАП было возбуждено 15 дел и 38 жалоб направлены в СРО. Из 107 – 16 обращений были от физлиц, 91 – от юридических лиц, в том числе от территориальных органов ПФР, 11 – от налоговых органов, 24 – от арбитражных судов, 2 – из прокуратуры.

Очень много жалоб на действия конкурсных управляющих, несколько меньше на внешних и временных. Связано это с тем, что у внешних и временных полномочия ограничены, а конкурсные управляющие обладают полнотой мер, в том числе финансовых. Основные нарушения: несвоевременные отчеты собранию кредиторов, отсутствие финансового анализа, нарушение очередности погашения требований кредиторов, посредственные отчеты о ходе банкротства для судов, нарушение сроков подготовки к проведению торгов и т.д. У нас есть случай, когда на одного из арбитражных управляющих было составлено 12 административных протоколов о нарушениях.

Екатеринбург, Александр Родионов

© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Урал, Интервью, Общество, Россия, Экономика,