AMP18+

Екатеринбург

/

Интервью

/

Крымчане всех стран объединяйтесь и возвращайтесь на историческую родину! – лидер крымских «республиканцев» Александр Гресс

Полгода назад в Украине случился государственный переворот, в результате которого к власти пришли не совсем дружественные России политические силы. События на Майдане всколыхнули и обеспокоили российскую власть. Впрочем, закостеневшая в своем эгоизме, она озаботилась исключительно вопросом собственной безопасности. Ее не интересует, как живет и выживает русское население в стране оранжевой демократии. Накануне полугодового юбилея украинской революции московский корреспондент «Нового Региона» встретился с бывшим министром финансов самого «российского» региона Украины – Крыма – Александром Грессом и побеседовал с ним о том, с чем связывают свои надежды жители полуострова, о новой национальности «крымчанин», о золотом кадровом резерве, «который надобно вернуть в Крым для построения великого будущего».

Справка: Гресс Александр Александрович депутат Верховной Рады автономной республики Крым, лидер крымского организации Республиканской партии, экс-министр финансов Крыма.

Родился 23.01.1971 в городе Симферополе

Образование: экономическое, окончил Крымский государственный аграрный университет (1998)
Проживает в Симферополе.

«НР»: На Украине вы получили широкую известность, как человек, подавший в суд на президента и обвинивший Ющенко в нарушении Конституции

А.Г.: Я обратился в районный суд города Киева с иском к господину Ющенко, но первичная инстанция не приняла мой иск к рассмотрению, сославшись на то, что я не состою в административных отношениях с президентом. В своем иске я обвинил Ющенко в нарушении Конституции, согласно которой кандидатуру руководителя крымской автономии должен предлагать спикер парламента. Президент ее одобряет, после чего глава Совета министров утверждается парламентом Крыма. Ющенко же решил самостоятельно сменить главу крымского правительства, назначив на руководящий пост своего ставленника Анатолия Матвиенко. Оспорить это решение в судебном порядке не удалось только потому, что в Украине нет независимой судебной системы. По этому поводу даже есть шутка: если раньше судьям приходилось платить за незаконные решения, то теперь, при новой власти, им надо платить уже за соблюдение закона.

«НР»: Вы смирились с этим?

А.Г.: Ну почему, я подал кассацию в вышестоящую судебную инстанцию, пойду дальше вплоть до европейского суда, совершенно очевидно, что Ющенко нарушил Конституцию и я намерен опротестовать его действия.

«НР»: За полгода, которые находится у власти Ющенко и его команда, что изменилось на Украине и в Крыму?

А.Г.: Полгода слишком небольшой срок для того, чтобы делать глобальные выводы: власть с одной стороны, еще не успела совершить каких-то крупных ошибок, с другой - и для достижений времени было мало. Пока можно говорить лишь о том, что формируется новая система, в результате - темпы экономического роста сократились вдвое…

В стране начались политические преследования, которые быстро принимают форму уголовных дел (в настоящий момент уголовному преследованию подвергаются практически все губернаторы, не поддержавшие «Оранжевую революцию», и представители их команды: главы Сумской, Черкасской, Полтавской, Хмельницкой, Житомирской и других областей – «НР»). Украина бурлит в преддверии новых парламентских выборов, которые пройдут весной 2006 года. Это политический аспект «новой жизни». Есть и другие. Пропала уверенность в завтрашнем дне. Для крупного, среднего и малого бизнеса наступили тяжелые времена. Власть усилила давление на все финансово-промышленные группы, вместо ожидаемого послабления – рост коррупции, поборов с бизнеса. Украинские предприниматели, поддержавшие новую власть, связывали с ней большие надежды, верили в те обещания, которые раздавались на Майдане. Сейчас у них наступил период отрезвления. Новая власть оказалась еще более коррумпированной, чем прежняя, ей нужны более серьезные «откаты». Бизнес волнует правовая безопасность в контексте затеянного правительством пересмотра итогов приватизации и постоянных разногласий между президентом Ющенко и премьером Тимошенко. Я знаю очень многих предпринимателей, которые, опасаясь последствий начавшегося передела собственности, продают сейчас свой бизнес в Украине.

«НР»: Только бизнес недоволен новой властью?

А.Г: Правительство Тимошенко нанесло серьезный удар и по украинской промышленности, в первую очередь по экспортерам, в связи с неожиданным снижением курса доллара, а так же проблемами компенсации НДС из бюджета. Премьер неоднократно пыталась вмешиваться в ценовую политику, хотела ввести госрегулирование цен на нефтепродукты. Сегодня наблюдается замедление темпов роста промышленности, зарплат и так далее. Как показывают последние соцопросы, 69 % жителей Украины главной проблемой называют рост цен при низких зарплатах.

«НР»: Как «Оранжевая революция» изменила жизнь в Крыму?

А.Г.: В Крыму сегодня пахнет грозой. Политическая ситуация на полуострове напряженная. В преддверии выборов в местный парламент (они пройдут одновременно с выборами в Верховную Раду в 2006 году – «НР») активизировались самые полярные политические силы. Сдерживать нарастающую напряженность с каждым днем становится все сложнее.

Главная особенность менталитета новой крымской политики – это трусость, несамостоятельность. Нынешний премьер Крыма Анатолий Матвиенко, скорее всего, пробудет на своем посту до парламентских выборов, после чего на его место придет новый человек. Матвиенко возглавляет Украинскую республиканскую партию «Собор», входящую в блок Юлии Тимошенко. Считает себя политиком украинского масштаба, поэтому, конечно, Крым для него – временное место работы (Матвиенко также возглавляет комитет по защите украинских святынь и известен как враг Украинской Православной церкви Московского патриархата – «НР»). Одной из первых инициатив нового руководителя полуострова стал перевод всего крымского делопроизводства на украинский язык. Сообщения на официальном сайте Совета министров Крыма сейчас также публикуются на мове. На мой взгляд, это более чем спорные меры для сохранения стабильности в регионе.

Я считаю, что новая крымская власть не способна сформулировать сегодня свои цели и задачи. Это, пожалуй, главная проблема Крыма – отсутствие общности интересов, идеологии, своей элиты и властной команды, всего того, что можно назвать «крымской силой». Сегодня никто не работает на крымские интересы и крымскую идею. Они даже не сформулированы.

Исторически так сложилось, что в Крыму живет мало «крымчан». Это территория переселенцев, разобщенных представителей разных религий и культур. Здесь в помине нет той общности интересов «единого народа», как, например, на Западной Украине, где все помнят свою родословную до 20 колена. Здесь нет своего «клана», как в Донецке или в Киеве. Я считаю это главной проблемой. Сейчас, я, как лидер крымской организации Республиканской партии, пытаюсь нащупать объединительную идею, которая бы с одной стороны, позволила решить межнациональные проблемы, с другой – способствовала сплочению жителей полуострова. Очень важно поселить в умах одну простую мысль – мы не татары, не русские, не украинцы, не немцы, не евреи. Мы крымчане, со своим особым менталитетом, историческим опытом.

«НР»: И языком? Что-то подобное описывал Василий Аксенов в своем романе «Остров Крым»...

А.Г.: Ну язык на полуострове, думаю, останется русским, несмотря на все попытки власти навязать крымчанам мову. Что касается различных утопий, в том числе и аксеновской, я считаю, что Крым не нуждается в подпитке извне. Напротив, это крымская земля поставляет лучшие кадры в другие страны. Мы как-то прикидывали, сколько крымчан занимают ведущие позиции в России, сколько их в искусстве, на российском телевидении. Если бросить клич и предложить им вернуться с тем, чтобы «поднять» Крым, это был бы мощный гуманитарный проект. Я повторюсь: главная проблема полуострова сегодня в отсутствии своей элиты - политической, экономической, культурной. Без нее развитие невозможно. Ее нужно формировать, возвращать из-за границы.

«НР»: Насколько это предложение – вернуться – может оказаться заманчивым? Для россиян Крым сейчас представляется своего рода «горячей точкой», по телевидению постоянно транслируются репортажи о выступлениях крымских татар, захвате ими земли на побережье.

А.Г.: Да проблема межнационального конфликта на полуострове есть, но я бы не говорил про Крым как про «горячую точку». Свою лепту в обострение отношений вносит местная власть и некоторые СМИ. Президент Ющенко ввел мораторий на продажу крымской земли. Исключение сделано только для татар. Естественно, это вызывает неудовольствие местного населения. Вообще взаимоотношения власти и татарского Меджлиса (нелегального крымско-татарского парламента – «НР») отличает крайняя непоследовательность. На волне «Оранжевой революции» ее лидеры в борьбе за голоса крымско-татарского электората дали массу необдуманных обещаний, и сейчас Меджлис активно шантажирует власть. Впрочем, в последнее время среди крымчан растет понимание того, что экстремизм и обострение межнационального конфликта только усугубляет кризис в обществе, и, как свидетельствуют соцопросы, сейчас только 20% крымских татар доверяют Меджлису и одобряют его методы «борьбы». Раньше этот показатель достигал 60% и даже 70%.

«НР»: По поводу приобретения земли в Крыму… В этом же активно участвовал и российский бизнес?

А.Г.: Российский бизнес весьма активно занимался скупкой земли до последнего времени. Особенно привлекательным для него был район Большой Ялты. После победы «Оранжевой революции» и пересмотра итогов приватизации интерес российский предпринимателей к объектам в Крыму заметно ослаб. Особенно после того, украинская власть захотела отнять крымскую резиденцию «Глициния», бывшую дачу Леонида Брежнева, которая с недавних пор использовалась как резиденция Владимира Путина. Данное решение, на мой взгляд, совершенно неоправданно: пусть бы Путин отдыхал в Крыму и привозил с собой сюда представителей российского капитала. Это бы лучшим образом способствовало притоку инвестиций из России.

Мне вообще очень жаль, что Россия сегодня не проявляет особой заинтересованности к Крыму, к своим соотечественникам. Та же Турция, не стесняясь, поддерживает татарский Меджлис, финансирует международные программы, строит мечети. Россия, к сожалению, пока представлена в Крыму разрозненным частным бизнесом, она не оказывает помощи в реализации социальных программ, гуманитарных проектов. Она не заинтересована в развитии русских школ, высших учебных заведений. Ее безразличие поселяет комплекс неполноценности в русскоговорящем населении Крыма.

«НР»: Каким вы видите будущее Крыма?

А.Г.: Пока у него нет определенного будущего. Думаю, что региону удастся формально сохранить свой суверенитет, свою конституцию. Во избежание международного скандала Киев не станет покушаться на эти номинальные атрибуты самостоятельности. Однако фактически суверенитет уже потерян. В перспективе можно прогнозировать дальнейшую интеграцию Крыма в Украину, он будет намертво вмонтирован в ее экономику. В целом, я так полагаю, ничего плохого Крым не ждет. В дальнейшем, я надеюсь, он будет развиваться как мировой курорт. Уже сейчас доходы от туризма составляют 30% бюджета. В будущем они должны возрасти. Политическая жизнь на полуострове будет бурлить еще долго. Я прогнозирую, что за предстоящие пять лет должна сформироваться нормальная конкурентная партийная система. Ближайшие выборы в крымский парламент пройдут по партийным спискам, можно рассчитывать, что законодательная власть станет более самостоятельной и конструктивной. Но самое главное, чтобы в Крыму сформировалась своя команда, отстаивающая интересы региона. Пена уйдет, и к власти все равно придут истинные патриоты Крыма и профессионалы. Важно приблизить этот момент, ибо за ним последует процветание.

Москва, Арина Морокова

© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Киев, Интервью, Крым, Интервью, Нижний Новгород, Интервью, Пермь, Интервью, Челябинск, Интервью, Поволжье, Урал, Интервью, Конфликт на Украине, Россия,