Андрей Беседин: Кризис идет второй волной, владельцы бизнеса готовят «хирургические» меры Интервью «НР» с президентом Уральской торгово-промышленной палаты
Весной этого года обстановка внутри Уральской торгово-промышленной палаты накалилась до предела. «Верхи» – президент УТПП Юрий Матушкин не могли управлять по-старому, а «низы» – коллектив палаты – не могли по-старому жить и работать. Эта ситуация в корне не устраивала региональные власти и руководство ТПП России, где давали самые негативные оценки деятельности УТПП. В итоге во главе палаты встал консолидированный кандидат Андрей Беседин, который на днях отметил символические «100 дней» в должности. Он встретился с корреспондентом «Нового Региона» и рассказал о работе палаты в «новом» формате, маркетинговых изысканиях областных городов, а также о том, с каким настроем ждут новый кризис на Среднем Урале.
Н.Р. Андрей Адольфович, прошло «100 дней», как Вы возглавили Уральскую торгово-промышленную палату. Что изменилось за это время в ее работе?
А.Б. На мой взгляд, сегодня палата представляет собой тот орган, которым и должна была быть изначально. Для этого, собственно, и была затеяна преемственность власти. УТПП стала встраиваться в командную работу, которая идет в регионе. Свердловская область – амбициозный субъект с большими перспективами, и об этом говорят все наши проекты: «ИННОПРОМ», ЭКСПО-2020, Чемпионат мира по футболу-2018. И сегодня как никогда важно вернуть веру хозяйствующим субъектам, которые по разным причинам разуверились в деятельности торгово-промышленной палаты. Чтобы отношение изменилось, чтобы в нее входили крупные, средние и малые предприятия – машиностроители, металлурги, транспортники и так далее. У каждой отрасли есть свои проблемы, и мы должны их донести до адресатов. В общем, за прошедшие «100 дней» мы должны были изменить информационный фон и отношение предпринимателей и бизнеса к палате.
Н.Р. С чего начали работу, какого принципа решили придерживаться?
А.Б. Мы начали с того, что в постоянном режиме объезжали область. Встречаемся с главами управленческих округов, муниципалитетов (таких встреч прошло уже более 40), представителями бизнес-сообщества. Это и психологически не очень простая работа, потому что где-то накопилось много недовольства.
Н.Р. Стали ли чаще вступать в УТПП новые члены из числа областных предприятий?
А.Б. Долгое время у нас члены только убывали. Но ситуация переломилась и в палату за последние 1,5 месяца пришли 55 новых членов. Без затягивания, искренне, по доброй воле. Это очень большой показатель. Понимаю, что этот тренд не удержать долго, но это реакция на нашу работу.
Н.Р. Что планируете делать дальше?
А.Б. Впереди самое сложное – оправдать доверие. Этим занимаемся – разрабатываются новые программы, формируется новая структура внутри УТПП. Образно я ее назову структурой реагирования. И я не сомневаюсь, что мы точно займем прочное место в первой тройке торгово-промышленных палат страны.
Н.Р. Хорошо, какова будет роль УТПП в масштабе региональной экономики? Скажем, каким образом палата будет участвовать в подготовке к ЭКСПО-2020?
А.Б. Предполагается, что у нас будет несколько ролей. По роду своей деятельности мы выезжаем за рубеж, где формируем имидж Среднего Урала через систему ТПП России и ее руководство. Второе – мы очень надеемся, что решение о проведении ЭКСПО-2020 будет принято в пользу Екатеринбурга. В этом случае мало работы не будет никому. И если ключевые и стратегические вопросы будет решать Министерство инвестиций и развития, то вокруг ЭКСПО будет несколько орбит. К примеру, важно, чтобы отдачу в этой работе дали наши муниципалитеты. Уже есть несколько идей, которые дадут ЭКСПО-2020 свою особенность.
Н.Р. Не могли бы привести примеры таких инициатив?
А.Б. Ну, скажем, у нас есть Екатеринбург со своей самодостаточностью – опытом ШОС и других мероприятий международного уровня. А есть Нижний Тагил со своими известными выставками. А мы сегодня предлагаем Ирбиту помощь и интересные идеи в подъеме на новый уровень их известной Ирбитской ярмарки. На первый взгляд кажется, что это неважно. А если объединить усилия Ирбита, Первоуральска, Каменска-Уральского – будет совсем другой эффект. Например, в Екатеринбурге будет проходить ЭКСПО-2020, а в Первоуральске сопутствующие мероприятия.
Н.Р. С какими государствами чаще хотят вести бизнес уральцы?
А.Б. В первую очередь – Китай. У металлургов еще Индия и центральная Африка – такая вот пошла экзотика. Ну, в большей степени европейские традиционные страны. В свою очередь иностранцы часто обращаются за помощью в открытии своих представительств на Урале. В том числе и наших бизнесменов проверяют – помогите дать заключение или что-то прокомментировать и т.п. Мы, естественно, в большей степени стоим на защите интересов наших, уральских предприятий. Но есть и корпоративная этика – когда о таких вещах просит ТПП Германии, мы очень ответственно относимся к таким просьбам. Одновременно мы помогаем нашим предприятиям разобраться в пестроте и разнообразии зарубежного бизнеса. В том числе, зачастую, и избежать серьёзных финансовых рисков. Вообще это большой и интересный блок работы, которую должны выполнять квалифицированные специалисты.
Н.Р. Состояние мировой экономики опять пугает. Скажите, как часто в разговорах с зарубежными партнерами, нашими предприятиями, звучит слово «кризис»?
А.Б. Все чаще и чаще. Что касается настроя наших предприятий, он боевитый. Они пережили совсем недавно один кризис. Все понимают, что бы сейчас ни говорили, «накроет» сильно. Кризис идет второй волной, и мы к нему лучше готовы. Первое, что говорят – мы точно знаем, что кризис будет и не надо нас успокаивать. Второе – мы получили серьезный урок и наше отношение, и антикризисные действия будут гораздо жестче. От себя скажу, что в случае опасности, ради спасения производственных фондов и коллективов производители будут делать жесткие, «хирургические» вещи. В прошлый раз все тянули, ждали помощи государства, пытались сохранить коллективы и тянуть обязательства. Кризис – жесткий урок. В прошлый раз мы надежной поддержки не почувствовали. Помогали банкам, крупным компаниям. Говорили, что они системообразующие и «поделятся» средствами. Но ничего этого не произошло.
Н.Р. А что говорят по поводу надвигающегося кризиса иностранцы?
А.Б. Приезжает, например, к нам мой коллега из ТПП какого-нибудь государства Европы. Скажем, проходит мероприятие, а затем он предлагает переговорить «с глазу на глаз». И речь идет о том, что Европа просто напугана. Сама система экономики очень расшатана, «надута» и провокационна. Каждый второй представитель зарубежного государства предрекает конец ЕС и евро, как единой валюты. Это идет лейтмотивом с нарастающим в сторону драматизации трендом. И говорят это далеко не простые обыватели. Если это так – следует хорошо задуматься.
Н.Р. Подводя некий итог – все-таки, как отреагируют наши производства на скорый кризис? Свежий пример предприятия «Режникель» – оно поспешно объявило об увольнении 900 человек, за что его директора потом уволили? Нам следует ждать таких панических настроений, цепной реакции?
А.Б. Очень надеюсь, что этого не произойдет. Однако сегодня руководству области, министерствам промышленности и экономики стоит внимательно следить за происходящим. Такие последствия не исключены.
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».