Квадратные метры перестанут «ездить» на лифтах! – министр энергетики и ЖКХ анонсировал перемены в коммунальной сфере
На проблему низкого качества горячей воды, от которой страдают множество екатеринбуржцев, обратило внимание свердловское министерство ЖКХ – там считают, что решать ее можно и нужно, правда, на это потребуется десять лет и 320 млрд. рублей. Кроме того, весной текущего года ожидаются изменения в жилищном кодексе РФ. Возможно, в нем будут учтены и предложения уральцев и тогда квадратные метры перестанут «ездить» на лифтах. О предстоящих изменениях и планах по модернизации ЖКХ в интервью «Новому Региону» рассказал свердловский министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов.
Новый Регион: Нередко граждане жалуются на непомерные суммы, которые приходят им в квитанциях за ЖКУ, доходит до того, что в платежках значатся десятки тысяч…
Н.С.: Десятки тысяч – это единичные случаи, и чаще всего это технический сбой. В этом случае просто надо обратиться в ЕРЦ. Если, по мнению жителя, сумма не такая огромная, но все же больше, чем должна быть, – это проверят комиссии, которые созданы во всех муниципальных образованиях области по поручению министерства. Они проверяют факты, когда сумма за общедомовое потребление электроэнергии больше, чем 30% от суммы потребления в квартире. Почему 30%? Мы примерно подсчитали, что это максимум – если есть лифт, освещение подъезда, насосная. Комиссии уже 1,5 месяца работают, но пока ни одного факта «приписки» по общедовому прибору не было, т.е. УК показания снимает правильно.
Возникает вопрос, а почему тогда жители платят так много? Выясняется, что некоторые «технически подкованные» жители, например, запитывают свою квартиру, минуя свой прибор учета, соответственно, эти затраты распределяются по всем остальным жильцам. Есть факты, когда юридически лица часть своего оборудования пускают по своему прибору учета, а часть – мимо него. Есть и другие факторы, например, в квартире прописан один человек, приборов учета нет, а по факту проживает «большая семья» гастарбайтеров. В этом случае материалы передаются в ГУВД, там проверяют, на каком основании эти люди там находятся. После того, как будет введено 354 постановление Правительства РФ, от таких моментов мы избавимся. Но нужно еще и понимать, что мы, как законопослушные граждане, должны ставить общедомовые приборы учета и приборы учета в квартире.
Н.Р.: Насколько дисциплинированно платят люди, как в области обстоят дела с собираемостью платежей за ЖКУ?
Н.С.: Средней температуры по больнице быть не может, так и с платежами. Есть у нас такие муниципалитеты, как Екатеринбург или Каменск-Уральский, где собираемость 96-98%. Это хороший показатель, но даже эти 2% в расчете от 2,5 миллиардов рублей – сумма внушительная. Есть и муниципалитеты, где собираемость составляет меньше 70%: в Кушвинском ГО, в Артемовском ГО, в Талице, и других. Где-то это из-за низкой заработной платы. Особенно в период кризиса 2008 года резко упала собираемость, когда не работали градообразующие предприятия. Где-то сказывается недобросовестность потребителей. Кроме того, здесь есть и вина СМИ. Когда мы говорим, что «в ЖКХ – все воры», «все УК деньги жителей уводят неизвестно куда», жители задают себе вопрос: «А зачем я буду отдавать свои честно заработанные деньги, если они все равно пропадут?». Этот психологический фактор особенно в конце прошлого года очень сказался на снижении собираемости.
Н.Р.: Некоторые граждане жалуются на несправедливость некоторых норм. Например, почему по строке «Содержание жилья с лифтом» платят по количеству квадратных метров? На лифте ведь ездит человек, а не жилплощадь.
Н.С.: Это жилищный кодекс, а согласно нему все жилищные услуги рассчитываются исходя из квадратных метров, а все коммунальные услуги – исходя из числа прописанных человек. Это решается на федеральном уровне.
Н.Р.: И что в таком случае делать возмущенным гражданам? Куда-то они могут обратиться со своей проблемой?
Н.С.: Никуда не надо обращаться, мы уже направили предложения в Минрегионразвития РФ – не только по лифтам, но и по вывозу мусора. Ориентировочно в апреле-мае будут вноситься изменения в жилищный кодекс. Я, конечно, пока не знаю, какие именно, но возможно, и наши тоже будут рассмотрены.
Н.Р: Еще один насущный вопрос по Екатеринбургу – открытая схема теплоснабжения, из-за которой горячая вода зимой плохого качества, с примесями, с неприятным запахом. Возможно ли перевести Екатеринбург на закрытую схему?
Н.С.: Это возможно, и более того – необходимо, поскольку позволит снизить затраты и на отопление, и на горячее водоснабжение. Сейчас этот вопрос прорабатывается. Я могу сказать, что 350 миллиардов понадобится Екатеринбургу, чтобы внедрить индивидуальные тепловые пункты с теплообменниками, а не все дома для этого приспособлены. И нужно понимать, что эта задача выполнима не за один год, а, как минимум за десять. К тому же у нас пока первоочередная цель на ближайшие три-четыре года – провести замену тех сетей, которые уже исчерпали свой ресурс, чтобы жители получали горячую воду и отопление вовремя. А уже потом будет следующий этап, начнем модернизацию. Возможно, пойдем поквартально, по каждому микрорайону. Ведь вы представляете, что будет, если весь город перекопать? Кстати, Академический к этой системе пришел, так что примеры в городе есть.
Н.Р.: А кроме «Академического» в Екатеринбурге есть еще районы, где используется закрытая схема?
Н.С.: Везде, где идет комплексная застройка. Почти все многоквартирные дома сейчас строятся с тепловыми пунктами: многие девятиэтажки в Пионерском районе, в центре, на Ботанике.
Н.Р.: Какая из схем выгоднее для конечного потребителя?
Н.С.: Конечно, менее финансово затратная – закрытая система водоснабжения, но надо понимать, что кто-то должен сначала вложить в это немалые деньги. Финансирование этих мероприятий предполагается как за счет бюджета, так и за счет инвесторов. Есть те, кто готов участвовать в реализации проектов. Несмотря на то, что ЖКХ – малопривлекательная, планово-дотационная отрасль, многие крупные предприятия, относящиеся, например, к энергетической отрасли, активно участвуют в модернизации объектов ЖКХ.
Н.Р.: Считается, что ЖКХ пассивна в плане внедрения инноваций. Это так?
Н.С.: Сказать так, что сфера ЖКХ как-то в этом вопросе особенно выделяется – в отрицательную или положительную сторону – нельзя. Вместе с тем, привлечение финансовых средств в отрасль действительно затруднено. Как мы знаем, существуют ограничения платы граждан за ЖКУ. Остаются бюджетные и внебюджетные средства. Мы понимаем, что невозможно разово, в течение 2-3 лет провести коренную модернизацию, поэтому сейчас по поручению губернатора министерство разрабатывает комплексную программу модернизации, где будет все расписано поэтапно по годам, в том числе модернизация тепло- и водоснабжения, водоотведения. За последние несколько лет в области отработан целый ряд интересных проектов, которые могут быть распространены и в других регионах. Например, практически во всех свердловских муниципалитетах работает программа по установке частотно-регулируемых приводов на электродвигатели насосного оборудования, что позволяет на 15-20% сэкономить расход электроэнергии при подаче воды, что, естественно, позволяет сдерживать тарифы. Ставим на домах приборы регулирования подачи тепла, соответственно жители платят меньше. Используем современные трубы, а не те, которые были в 80-е годы – железные, которые уже через 10 лет ржавели. Котлы в котельных подбираются по мощности пропорционально количеству потребителей. Т.е. если требуется 10 мегаватт, то мы ставим котельную с запасом – на 12 мегаватт, но никак не на 20 или 25, чтобы снижались потери и дополнительные расходы.
Н.Р.: С момента глобальной реформы в ЖКХ идет спор, что лучше – ТСЖ, управляющая компания или непосредственное управление. Вы как считаете, что оптимально?
Н.С.: Нужно понимать, что у каждого населенного пункта и у каждого дома своя специфика. Например, в малые населенные пункты, где преобладают двух- и четырехквартирные дома, управляющие компании не пойдут, да и жителям гораздо удобнее будет переходить на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. ТСЖ считается самой удобной формой, но не везде есть специалисты в ЖКХ, поэтому оптимальная форма, на мой взгляд, это когда жители создают ТСЖ, а к управлению привлекают УК. Эта форма удобна для крупных городов, и, на мой взгляд, оптимальна. Примеры таких альянсов есть в Екатеринбурге, Заречном, Нижнем Тагиле, Карпинске. Кто-то их называет «ленивые» ТСЖ, но я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, потому что кухарка все равно не может управлять государством, так же как и неподготовленный человек не может заниматься жилфондом.
Н.Р.: А министерство как-то идет навстречу тем людям, которые мало смыслят в ЖКХ, но хотят, например, стать председателями ТСЖ?
Н.С.: У нас есть программа «Управдом» по подготовке старших по подъезду и по дому, председателей ТСЖ и даже директоров УК, если они считают, что им необходимо получить дополнительные знания, ведь законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. Проводим семинары – в том числе, выездные. Все они бесплатные, так что если кто-то чувствует потребность в знаниях, может приходить.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».