Игорь Холманских: Думаю, придется получить второе высшее образование Интервью «Нового Региона» с полпредом президента в УФО
В эти дни уральский полпред Игорь Холманских «отмечает» условные 100 дней после своего назначения. Так уж повелось, что этот срок является неким мерилом отсчета – по его достижении принято оглядываться назад, и подводить первые итоги работы. В ходе встречи с корреспондентом «Нового Региона» Игорь Холманских рассказал о личных ощущениях в новых условиях работы, чиновниках, которые «не чешутся», личных отношениях с губернаторами УФО и желании получить второе высшее образование.
– Н.Р. Игорь Рюрикович, в должности полпреда президента Вы проработали уже более трех месяцев. Скажите, адаптировались ли к новой для себя атмосфере? И насколько это легко – ведь новым стало все – социальный статус, рабочие график и место, и, конечно, окружающие Вас люди?
– И.Х. Каких-то особых трудностей я не испытал. Да, сперва все было несколько непривычно. Но вообще-то управление большим коллективом для меня не внове. В заводском цехе, конечно, масштаб иной и задачи другие. Однако общие принципы эффективного руководства везде примерно одни и те же.
Что касается социального статуса, то для меня это не так уж важно. Главное – оставаться самим собой в любых обстоятельствах и на любом посту. Небольшой пока опыт работы в полпредстве еще раз в этом убедил.
Теперь об окружающих меня людях. Не следует думать, что во власти работают какие-то небожители, которые устроены иначе, чем простые смертные. Я всегда относился к высоким руководителям без придыхания и сейчас лишний раз убедился: это обычные, нормальные люди. В большинстве своем приличные, профессиональные и искренне болеющие за дело. Поэтому каких-либо трудностей в общении с ними не испытываю.
– Н.Р. Раньше Вы были специалистом в достаточно специфической сфере – в ней разбираются немногие. Теперь Вам приходится быть «универсалом» – разбираться в политике, государственном и муниципальном управлении и так далее. Насколько это тяжело, выработали ли Вы для себя какие-то специальное приемы?
– И.Х. Такой специальности, как «политик», «государственный деятель», и, в частности, «полпред Президента» (как, впрочем, и губернатор, и мэр), не существует. Этому нигде не учат. На политические должности в государственном и муниципальном управлении приходят люди из различных сфер экономики и общественной жизни. Все они изначально были специалистами в каких-то отдельных областях, а уже затем пришли в большую политику или в высший эшелон власти. Я не исключение, и в этом смысле мой случай не уникален. Но новые знания, конечно, требуются. Не исключаю, что придется и получать второе высшее образование.
– Н.Р. Как складываются отношения с губернаторами УФО – со всеми ли легко наладить контакт и диалог?
– И.Х. Вопрос о том, легко ли наладить контакт с губернаторами, для меня не стоит. Его просто необходимо наладить. Это – часть моих профессиональных обязанностей, иначе невозможно исполнять функции полпреда.
Губернаторы регионов УФО – яркие, неординарные личности. У каждого из них уникальный жизненный и политический опыт, собственные взгляды на проблемы своих регионов и подходы к их решению. Но у всех есть понимание, что вместе мы делаем общее дело. Так что общий язык находим.
– Н.Р. Сейчас Вы совершаете множество поездок по субъектам округа – лично для себя что отмечаете? Что больше всего удивляет, нравится, или наоборот – совсем не устраивает?
– И.Х. Среди позитивных впечатлений и в какой-то мере открытий – потенциал Уральского федерального округа. Я и раньше, конечно, знал, что он велик, но это было теоретически. А сейчас убедился воочию. Впечатление действительно сильное. Наш округ без всякого преувеличения – системообразующий для России. И по производственным возможностям, и по интеллектуальным.
Неприятно же удивила способность чиновников и иных наших руководителей создавать проблемы на пустом месте. Иной раз вопрос выеденного яйца не стоит, но не решается лишь потому, что попросту говоря, вовремя никто не почешется. В итоге возникает конфликт, который сложнее урегулировать, чем предотвратить. И бывает достаточно окрика сверху, чтобы проблема начала решаться. Все такие ситуации, конечно, не отследишь, но где возможно, стараюсь вмешиваться.
– Н.Р. Ваше назначение многими было воспринято неоднозначно. И со стороны это выглядит так, словно людям не нравится ничего. Назначили чиновника – не нравится, инженера с УВЗ – тоже не нравится. Как думаете, почему так получается – это наша национальная особенность?
– И.Х. Всем и всегда понравиться невозможно. Наверное, ни одно государственное решение или кадровое назначение не может устроить абсолютно каждого. Всем нравятся разве что денежные знаки. И это вовсе не наша национальная особенность, а общечеловеческая закономерность. Более того, разнообразие мнений – нормальное явление для любого демократического общества.
Поэтому я совершенно не претендую на то, чтобы вызывать симпатию у всех. У меня есть определенная политическая позиция, есть принципы, от которых не отступлюсь. Допускаю, что кому-то все это может очень не нравиться. Что ж, такова жизнь.
Однако скажу честно. Мне довелось уже немало поездить по округу, встречаться с различными людьми – от рабочих до губернаторов, от лидеров партий до представителей СМИ. И ни разу не приходилось столкнуться с откровенным неприятием или отторжением. Так что если и есть у меня недоброжелатели, то, надеюсь, их не так уж много.
– Н.Р. Игорь Рюрикович, хотелось бы поговорить немного о перспективах движения «В защиту человека труда». Многие представители пролетариата ждут, что в дальнейшем это будет политическая партия. Так ли это, и если да – когда она может быть зарегистрирована – ведь первичные ячейки уже есть?
– И.Х. Многие в движении действительно считают, что оно должно со временем стать партией. Но это вопрос пока открытый. И далеко не факт, что мы пойдем по пути преобразования в партию.
У партийного статуса немало преимуществ. Особенно в том, что касается выдвижения кандидатов на федеральных и региональных выборах. Но он порождает и целый ряд проблем.
По новому законодательству партию создать достаточно легко. Поэтому в ближайшее время в стране появится десятки, а, может быть, и больше сотни партийных структур. Если наше движение также станет партией, нам надо будет «отстраиваться» от конкурентов, чтобы не потерять свое лицо и запомниться избирателям. Не сомневаюсь, что эту проблему мы решим. Вопрос в том, стоит ли ее создавать?
Есть и еще одна, более серьезная проблема. У значительной части населения России имеется отторжение партий как таковых. Это касается и политически активных, мыслящих людей. Я не буду сейчас обсуждать, насколько справедлива и обоснованна такая позиция. Факт в том, что она есть. Наш опыт показывает, что среди таких «активно непартийных» избирателей немало рабочих, служащих, других представителей трудового населения. Такие люди входят и в наше движение. Свою гражданскую позицию они хотят проявить, но существующим партиям не доверяют. Если мы станем партийной структурой, движение может их потерять. Это также приходится учитывать.
Поэтому для начала на конференции в Тюмени 22 августа руководство движения приняло решение о преобразовании из межрегионального во всероссийское. Это вполне отвечает реалиям: наши ячейки есть уже далеко за пределами Урала и Западной Сибири. Ну, а дальше – посмотрим.
– Н.Р. Недавно в Салехарде Вы провели совещание по развитию транспортной инфраструктуры УФО. При этом в его начале была дана довольно емкая и точная оценка ситуации: речные пути приходят в негодность, железнодорожные – теряют пропускную способность, качество дорог надо повышать. Как Вы думаете, в течение какого времени удастся ликвидировать большую часть проблем – за 10-20 лет получится?
– И.Х. О точных сроках говорить сложно, хотя чем быстрее, тем лучше. Состояние дел в транспортном комплексе действительно стало тормозом для социально-экономического развития в УФО. Особенно это касается северной части Свердловской и Тюменской областей, Югры и Ямала. Транспортные проблемы округа можно разделить на две части. Первую образует та проблематика, которая характерна для страны в целом. Речь идет о низкой пропускной способности автодорог, качестве дорожного покрытия, недостаточном использовании возможностей речного транспорта. Вторую часть образуют проблемы, характерные именно для Уральского федерального округа. Это, прежде всего, низкая плотность железнодорожной и автодорожной сети в северных регионах, что препятствует как развитию нефтегазодобывающей промышленности, так и созданию в этих территориях полноценной многоотраслевой экономики.
С учетом стратегического значения нашего округа развитие его транспортной системы не может быть делом только субъектов УФО. Это общенациональная задача, и важнейшие решения должны приниматься на федеральном уровне. К настоящему времени в практическую плоскость удалось перевести два таких общенациональных проекта. Оба реализуются на основе различных форм частно-государственного партнерства.
Так, предусматривается строительство портов для экспорта углеводородов на полуострове Ямал. Сооружение первого из таких портов – Сабетта – началось в июле текущего года. В перспективе эти портовые комплексы могут стать универсальными.
Другой масштабный проект – создание северного железнодорожного широтного хода. К сожалению, пока нет окончательной ясности относительно сроков и механизмов его реализации. Мы поддерживаем постоянный диалог с РЖД, ведем необходимую работу с правительством Российской Федерации. Убежден, что в конечном итоге удастся сдвинуть дело с «мертвой точки».
– Н.Р. Вы проработали уже три с лишним месяца. Скажите, взяли ли Вы на работу кого-нибудь с УВЗ или Нижнего Тагила?
– И.Х. Откровенно говоря, на этот вопрос приходится отвечать почти в каждом интервью. Но для меня он не имеет принципиального значения. Пока из Тагила и со своего предприятия я не пригласил никого. Но если будет необходимость в каком-то конкретном человеке – обязательно позову. Мне не важно, где человек работал раньше. И, в частности, работал ли он вместе со мной. Главное – профессионализм и порядочность, более ничего.
– Н.Р. В октябре в Нижнем Тагиле пройдут выборы мэра. Вашего отношения к действующей главе Вы не скрывали никогда. Ваше мнение – почему у Исаевой ничего не получилось в плане городского благоустройства – ведь столько средств Федерация им выделяла.
– И.Х. Причина мне абсолютно понятна. Не ограничиваясь только Нижним Тагилом и не касаясь отдельных личностей, можно сформулировать ее словами Ивана Андреевича Крылова: «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». В любом деле нужен профессионализм. Плюс, конечно, желание работать. Надеюсь, мои земляки – тагильчане сделают правильный вывод из того, что происходило в городе за последние четыре года. И постараются больше не ошибаться в выборе.
– Н.Р. Что думаете насчет кандидата в главы Нижнего Тагила Сергея Носова – справится? Если да, то почему? Ведь когда-то давно и не справился и уехал из Свердловской области?
– И.Х. Не соглашусь с Вашим утверждением насчет того, что в свое время Носов «не справился». Он как раз успешно решил поставленную задачу – вывел из кризиса НТМК, превратил его в динамичное, финансово успешное предприятие, где без задержек выплачивается достойная зарплата, осуществляются модернизация производства и социальные программы. Недаром в Нижнем Тагиле он нем осталась добрая память. Думаю, профессиональные качества вполне позволяют Сергею Носову управлять не только производством, но и крупным городом. Но решать, конечно, избирателям.
– Н.Р. Вы общаетесь со своими детьми – что ребята говорят – изменилось к ним отношение сверстников? Ведь их отец стал одной из немногих в России политических фигур такого уровня.
– И.Х. Пока вроде бы не изменилось. Здесь многое зависит от них самих. Если начнут задаваться и что-то о себе воображать – отношение изменится. Причем не в лучшую сторону. Надеюсь, они это понимают. Я, по крайней мере, стараюсь их так и воспитывать.
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».